О русском «Домострое» - своде семейных законов и правил XVI века – ходят легенды. Но мало кто знает, что свой «семейный кодекс», правда, неписанный, был и у предков татар. Появился он задолго до «Домостроя» и существенно отличался от него.
Семейные отношения в Волжской Булгарии, существовавшей с VIII до XIII века, регулировались устным сводом законов – Йосуном. Эти правила семейной жизни пришли ещё из Центральной Азии, от гуннов и древних тюрков. Источниками для изучения «булгарского домостроя» послужили дошедшие до наших дней записи арабских путешественников, легенды, сказания и другие письменные источники.
О семейном укладе и традициях волжских булгар корреспонденту «АиФ-Казань» рассказал старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ Алмаз Мухамадеев.
Девушка на выданье
У волжских булгар не было четкого возраста, когда дети становились взрослыми. Чтобы юношу считали мужчиной, он в языческие времена должен был совершить какой-то подвиг, необязательно боевой. К примеру, убил парень крупного зверя, и на него уже смотрят иначе. Теперь он мужчина, пора искать невесту. Девушке же, чтобы сгодиться в невесты, достаточно было биологического взросления: раз готова рожать, значит, и замуж пора.
К слову, отцы запросто могли сосватать своих малышей или ещё не родившихся детей. Договор был устным, и, если один отец слово не сдерживал, между родами могла возникнуть кровная вражда.
Но это касалось в основном привилегированных слоёв общества, а обычная молодёжь знакомилась на джиенах – народных гуляниях, приуроченных к началу посевной. Невест выбирали не только по красоте, ценились также непорочность и ум.
Посвататься или похитить?
Впрочем, последнее слово в языческие времена всё равно оставалось за отцом невесты. Если во время сватовства молодой человек ему чем-то не угодил, то свадьбу не играли. Согласие же самой невесты стали спрашивать только после принятия ислама – с середины X века.
Возможно, традиция калыма – выкупа невесты - пошла как раз от компенсаций, которые женихи платили несговорчивым тестям. Если община жила в степи, то выкупом служили коровы и быки, если в лесу, то пушнина.
Любопытно, что часть выкупа могла пойти на невестино приданое. Иногда жених это даже поощрял – дарил бедной девушке что-то дорогое до свадьбы, чтобы её не посчитали бесприданницей. Что именно должно было быть в приданом, решали её родители.
После принятия ислама калым переименовали в махр. Теперь его платили только после никаха - свадебного обряда с участием муллы. Без никаха брак законным не считался. Размер махра зависел от возраста, красоты и статуса невесты. Его платили не только за девушек, но и за вдов, которые снова выходили замуж. За них, конечно, давали меньше, а то и самый минимум - акыл махр.
Если же даже калым не помогал договориться с родителями, с согласия невесты её могли и похитить. Если же девушка была не готова к похищению, но оно все равно состоялось, то жениха ожидала кровная месть. Так что он не мог везти невесту в свой дом, а исчезал вместе с ней бесследно. На такой шаг решались разве что отвергнутые влюблённые или же гордецы, уязвлённые тем, что девушка выбрала другого. С принятием ислама воровство невесты стало безобидным ритуалом. Девушка сама выходила на улицу среди ночи и сопротивлялась «похитителю» только для приличия. Уже к утру в дом её отца приходили сваты.
Предки татар играли свадьбы не когда вздумается, а строго по календарю – обычно летом, после джиена. Язычники праздновали с размахом. От масштабов торжества зависел размер подношений хану.
Кто за главного?
В языческие времена в семьях волжских булгар царил патриархат. Хотя раньше в некоторых племенах, судя по легендам, после свадьбы муж переезжал к жене. Это были отголоски матриархата, когда женщины наравне с мужчинами участвовали в войнах, были военачальниками, правителями. Так, в татарской версии эпоса об Алпамыше его жена Сандугач, как настоящая богатырша, скачет на коне и даёт отпор врагу. Равенство полов у волжских булгар отмечал и арабский путешественник Ибн Фадлан, который увидел, что женщины и мужчины нагие вместе моются в реке, а на торжественной встрече рядом с ханом сидит его супруга, которую нужно обязательно одарить.
И всё же главой семьи в Волжской Булгарии был муж. Холостяков среди мусульман было мало, ведь Коран поощрял создание семьи. По шариату муж должен был жену любить, кормить, содержать, одаривать, жить с ней в согласии, а жена подчиняться супругу, любить и почитать его. Хранительнице очага поручали только посильную работу. Её нельзя было наказывать и тем более мучить. С укоренением ислама жён держали всё строже: они чаще сидели дома, не могли садиться за стол с мужчинами, не пускали чужаков в дом. Супружеская измена считалась уголовным преступлением.
«Молочные отцы»
Как только в молодой семье появлялись дети, их передавали на полное воспитание деду по материнской линии. От «молочного отца», как называли таких воспитателей, малыш набирался опыта, учился ремеслу. Эта традиция известна со времён древних тюрков, отчасти сохранялась она и в период Золотой Орды, и даже в Казанском ханстве. Малышей на воспитание дедам отдавали и ханы. «Молочные отцы» были в почёте.
С принятием ислама за воспитание детей начал отвечать их отец. Правда, отношение к детям у мусульман было ещё более строгим и суровым, чем к жёнам. Не грех было побить ребёнка розгами, если это считалось во благо. Даже после смерти супруги муж никому не мог доверить ответственную миссию воспитания детей. Няни и кормилицы были лишь в некоторых семьях. Обычным делом в семьях предков татар были приёмные дети.
Жена по наследству
Сюжет произведения Кул Гали показывает, что у волжских булгар были моногамные многодетные семьи. А вот письменных источников, указывающих на распространённость многожёнства в Волжской Булгарии, нет. И всё же такие семьи у булгар-язычников могли быть, а ислам вообще ввёл «квоту» на количество жён – не больше четырёх.
Всё дело в действии принципа левирата – когда после смерти мужа вдова должна была выйти замуж за его брата. Как правило, это случалось при условии, если юноша ещё не был женат. Но и в случае, если холостых братьев не было, вдову старались не отпускать из семьи мужа. Два года женщина держала траур и выйти за другого просто не могла. Кстати, в случае, если муж отправлялся на войну, он ставил жене срок, по истечении которого она также считалась свободной. По окончании траура принято было созывать пир.
После вдова становилась женой одного из братьев или же просто оставалась на содержании семьи. Точно так же и вдовец мог взять в жёны младшую сестру покойной супруги. Такие манипуляции у древних тюрков позволяли не делить имущество супругов между семьями, а сохранять его. К тому же жена в семье мужа делала домашнюю работу, так что помощницу в чужую семью старались не отдавать, особенно если у неё уже были дети.
Последняя воля
Какой была средняя продолжительность жизни предков татар, точно неизвестно, но, как и многие язычники, они считали смерть от старости позором. Куда почётнее было погибнуть в бою, чем стать немощным, обузой для семьи. После смерти мужчины наследство получал его брат, а не дети. Умирающий также мог устно выразить свою волю – это считалось завещанием. Письменные же завещания появились только после принятия ислама. Постепенно имущество отца начал наследовать его сын. А вот кому доставалось всё нажитое: дом, имущество, деньги, скот, богатство – младшему или старшему сыну, история умалчивает. Сыновья, оставшиеся без наследства, вынуждены были сами зарабатывать себе на жизнь.
В материале использованы иллюстрации из книги «Обычаи и право Волжской Булгарии» Алмаза Мухамадеева и Булата Хамидуллина.