Жители Приволжского района Казани обнаружили в почтовых ящиках рекламные открытки о продаже алкоголя в ночное время. Мол, можно приобрести алкоголь после 22.00, и тут же адрес. О своих услугах информировал мини-бар. «АиФ-Казань» узнал, нарушают ли закон такие заведения и как бутлегерам удаётся обходить запрет на продажу алкоголя ночью.
В свободном доступе
Через панорамные окна можно разглядеть интерьер разрекламированного бара на ул. Кул Гали: барная стойка, за которой расположилась «витрина», несколько холодильников с напитками, стол и пара стульев. Не бар, а одно название - два посетителя сидят, а остальные забирают бутылки и уходят. Алкоголь продают, как в магазине, - в закрытой таре. Режим работы - с 22.00 до 10.00, то есть в «сухие» часы.
Мини-бары в Казани достаточно популярны. Но законны ли они? «Если есть лицензия, то продажа алкогольной продукции законна. На розничную продажу пива лицензия не нужна, но ограничения по времени на его продажу распространяются», - отметили в Госалкогольинспекции РТ. В барах алкоголь продают в часы работы заведения при условии, что бутылку вскрывает бармен или официант. Однако многие заведения пренебрегают этим правилом. «Продажа алкоголя в закрытой таре (на вынос) - наиболее частое нарушение на предприятиях общепита», - подчёркивают в Госалкогольинспекции РТ.
«Дырки» в законе
«По закону РФ №171 нельзя приобретать алкогольную продукцию с 23.00 до 8.00, - напоминает юрист по правам потребителей общественной организации «Юристы Татарстана» Денис Красноярцев. - Однако в регионах это время может быть увеличено. В РТ время запрета - с 22.00 до 10.00».
Несмотря на запрет, розничной продажей алкоголя ночью могут заниматься объекты общепита. Единственное условие: алкогольная продукция должна реализовываться в открытой таре. «Чем и пользуются некоторые торговые точки, наливая, например, разливное пиво и не закрывая крышку (крышку завинчивает сам клиент)», - уточняет Красноярцев. Закон РФ №278 запрещает продажу спиртного в заведении площадью меньше 50 кв. м в городе и 25 кв. м - за городом.
«В Госалкогольинспекцию часто обращаются по поводу предприятий общепита с круглосуточной продажей алкоголя. Если нарушения выявляют, то виновных привлекают к ответственности», - уточнили в ведомстве.
По словам главы МВД по РТ Артёма Хохорина, за 2018 год выявлено 85 преступлений по незаконной реализации алкоголя, хотя фактов изъятия намного больше. «Были надежды на статьи, введённые в УК РФ в 2017 г., - говорит министр. - Но они не оказали большого воздействия на ситуацию. Так, статьёй 173.3 предусмотрено наказание за незаконное производство и оборот алкоголя, но в ней введён порог: стоимость партии должна быть не менее 100 тыс. руб., то есть 500 бутылок водки. И нужно доказать, что этот алкоголь опасен для здоровья».
Что касается нарушения статьи 171.4 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции», то здесь предусмотрен штраф 50-80 тыс. руб. и год исправительных работ.
«Но крупных бутлегеров это не останавливает, - говорит Артем Хохорин. - Так, представитель такого «бизнеса» в Челнах в 2016 году получил один год колонии за реализацию 1,5 тонны алкоголя. Освободившись, он же попался с партией в 3,5 тонны и тоже получил один год колонии».
Договор «аренды»
«В странах восточной Европы такие законы обходят ещё проще: дают алкоголь в «аренду», клиент его естественно не возвращает по понятным причинам и платит «штраф», - отмечает юрист по административному и международному праву, старший партнёр общественной организации «Юристы Татарстана» Булат Халилов.
Данной схемой в своё время активно пользовались продавцы алкоголя через интернет. Курьер привозил клиенту напиток и договор об «аренде», который и являлся прикрытием. Согласно документу, алкоголь арендовался клиентом в качестве декоративного элемента, при этом получатель не имел права повреждать или вскрывать бутылку, за что ему грозил «штраф».
Однако сотрудникам правоохранительных органов стала быстро известна эта схема, и так же быстро последовали санкции. Кстати, в данном случае наказание может понести не только продавец, но и сам клиент, как непосредственный участник мошеннической схемы.