Примерное время чтения: 8 минут
743

Елена Премудрая: директор детдома о том, как найти семью любому ребенку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ-Татарстан 13/08/2013
Наташа Агафонова (вторая слева) - «Маленькая мисс мира». Фото: из архива Е. Гырдымовой

 

Елена Гырдымова

Найти время для встречи Елена Владимировна смогла после праздничной суеты - в конце июля Елабужский детский дом отметил 155-летие. На праздник съехались бывшие воспитанники со всей России! 65-летний писатель из Набережных Челнов Владимир Лемешев привёз рукопись новой книги - «Повесть о жизни». Большая часть её посвящена елабужскому детдому, где он воспитывался. Ещё один воспитанник Валерий Мельников к юбилею выпустил книгу об истории приюта.

Елабужский детдом - лишь временное пристанище для ребятни, большинство из которых вновь обретают родителей. 

 

Справка
Елабужский детдом был основан в 1858 году как Александринский приют для девочек-сирот. Своё название приют получил в честь императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.

В 1921 году превратился в школу-коммуну. С 1937-го сюда привозили детей репрессированных родителей, в годы войны - детей с Западного фронта и из блокадного Ленинграда. В 1946-м - Елабужскому школьному детскому дому дали название «Специальный детский дом для детей, родители которых погибли при защите Родины». В 1947-1950 годах в семьи были возвращены 94 воспитанника.

С 2009 года старое здание было признано аварийным - и дети переехали в новый дом семейного типа (4 коттеджа на 40 воспитанников).

 

Без фальши

«Когда я училась в школе, несколько моих одноклассников были детдомовскими. Я помню этих детей: у девочек и мальчиков одинаковые стрижки под горшок, все носят одинаковую мрачную одежду. Когда я пришла сюда, сразу решила: мои дети не будут такими. На них не должно быть детдомовского клише», - рассказывает Елена Гырдымова. Почему она выбрала себе эту работу? «Душой тянулась к проблемным детям», - улыбается в ответ. А на мой вопрос, хотелось ли ей бросить это дело, честно отвечает: «Очень хотелось!» 

Юная елабужанка стала маленькой вице-мисс Мира>>

«Недавно произошёл случай, после которого у меня опустились руки. У нас воспитывалась девочка, эдакий маугли, которая постоянно сбегала к своим братьям-сёстрам в деревню. Я поняла, что она так и будет делать, потому что там она в своей стихии. Несмотря на то, что родители пьют и лишены родительских прав, девочка хотела вернуться к брату. Министерство социальной защиты и органы опеки поставили условие - сделать дома ремонт и купить мебель. Мы подготовили все документы, сделали ремонт, подаренную детскому дому хорошую мебель отдали этой девочке, на стенах повесили фотографии. И вроде бы все условия выполнили, ребёнок был очень рад! Но в последний момент сотрудница органов опеки пошла на принцип и не захотела подписывать документы. Вот в этот момент, когда я почувствовала своё бессилие, то, что я не могу помочь воспитаннице, захотелось всё бросить, чтобы не предавать чувства детей...» - вспоминает Елена Гырдымова.

История детдомовца Сережи Петрова: как он подружился с Тимуром Кизяковым и выиграл конкурс моделей>>

Но всё-таки она не сдалась: снова забросала письмами различные инстанции. Конфликт разрешился неделю назад - девочку отправили «на гостевой режим» к брату.

«Вы самый лучший в мире директор», - со слезами на глазах говорил уже взрослый парень педагогу, когда забирал свою сестрёнку.

О методах воспитания

По образованию Елена Владимировна - филолог, окончила Кировский педагогический университет, работала в школе. А в 90-е годы ушла в бизнес, где преуспела. Но вернулась к детям. Кто-то покрутит пальцем у виска, мол, кому нужны трудные подростки? Ей оказались нужны. «Детдом - совершенно другая специфика, это не школа, не детский сад, - признаётся она. - Но я для себя решила - здесь никто никого не обидит, мои дети будут расти в эстетике, красоте и чистоте. Вы спрашиваете, как мы воспитываем их? Мы просто не делим детей на своих и детдомовских. Если у кого-то дома назревает праздник, выезд на природу и рыбалка, то мы берём детей с собой. Это своеобразное поощрение. Если, например, ребёнок в чём-то сильно провинился, то в качестве наказания я могу оставить его в детдоме. Дети тонко чувствуют твоё отношение к ним: взгляд может быть и строгий, и осуждающий, и даже (если случай очень тяжёлый) полный презрения. Чтобы они в тебя поверили, надо исполнять свои слова и обещания. Дети не терпят сюсюканья и фальши!»

Семья для каждого 

Сегодня Елабужский детдом по количеству отправленных в семьи детей занимает первое место в республике. Почему? Секрет прост и сложен одно­временно: педагоги кропотливо, изо дня в день ищут родственников своих воспитанников, ведут переговоры, убеждают. Последний аргумент - приглашение в гости. Увидев в ребёнке черты лица или характера, многие дяди и тёти меняют своё решение и забирают ребёнка к себе. 

Недавно усыновили инвалида, 13-летнего Айдара. И это стало настоящим чудом. Будущая приёмная мама поклялась Богу, что усыновит самого тяжёлого ребёнка, если её муж победит рак. Когда болезнь отступила, она пришла к Елене Гырдымовой. За Айдаром. Сейчас у мальчугана всё хорошо. 

Ну а тем, кто пока здесь, есть чем заняться. Ребята дважды участвовали в международных конкурсах красоты и творчества: Наташа Агафонова заняла третье место в конкурсе «Маленькая мисс мира», а месяц назад ещё одна воспитанница Юля Гречнева стала победительницей фестиваля детского творчества «Планета детства». Такие поездки - недешёвое удовольствие. Чтобы устроить ребёнку праздник, приходится ходить по спонсорам с протянутой рукой. 

«Сложно, низкий поклон тем, кто отзывается», - вздыхает Елена Владимировна. Вопрос «А это зачем надо?» перед ней не стоит. Нужно, чтобы «её дети» почувствовали, что каждый из них - личность, что они тоже что-то могут, что каждый из них - звезда. Чтобы заслужить эту поездку, они проделывают огромную работу над собой: поведением, манерами, походкой. Всё должно быть прекрасно! И ей неважно, какое место они в конце концов займут. Главное - «её дети» смогли преодолеть себя. 

Сегодня у Елены Гырдымовой на воспитании 23 ребёнка. Те, кто ещё ждёт своих родителей. В основном, подростки 15-16 лет, которых не любят усыновлять. «А они хорохорятся: «Мы скоро вырастем, поступим в вуз, никто нам не нужен». Но в душе ждут свою семью, начинаешь с ними разговаривать, они отворачиваются, а в глазах - слёзы... Ну почему приёмные родители не понимают, что со взрослыми детьми даже проще?! - недоумевает Гырдымова. - Маленький ребёнок - закрытый бутон, и что из этого бутона вылезет - роза или репейник, вопрос большой. А во взрослом ребёнке уже и минусы, и плюсы видны. Да, все дети разные, если есть склонность к воровству, то хоть что ты с ним делай, не исправишь…» Их нужно любить такими, какие они есть…

Полных сирот в их детдоме не так много, чаще всего сюда попадают дети, чьи родители лишены родительских прав. Папа у воспитанников на «энном месте», а вот маму, какой бы она ни была, они помнят, любят и ждут. И даже если она забыла о них, своё плечо всегда подставит мама Лена. Она не предаст.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах