Примерное время чтения: 6 минут
323

Летучие грузовики. Репортаж с самой большой базы Военно-транспортной авиации

Откуда столь экзотическое название - Мигалово? Лётчики придерживаются версии, что, когда в 30-х гг. прошлого века здесь построили военный аэродром, его бетонка как раз и мигала по ночам посадочными огнями.

Какая база у базы

На самом деле богатое село с названием то ли Михайлово, то ли Мигайлово стояло здесь издавна. В XVI в. оно принадлежало Симеону Бекбулатовичу, который при Иване Грозном почти год числился официальным царём всея Руси. Мигалово отметилось и в отечественной культуре. Здесь снимались последние эпизоды культового фильма «Чапаев». Роль Урала «играла» Волга. Кстати, было это в 1934 г. - точно тогда же, когда в строй вступила первая взлётно-посадочная полоса аэро­дрома.

«У нас здесь, в Мигалове, есть Ил-76, «рабочая лошадка» Военно-транспортной авиации, есть тяжёлые транспортные самолёты Ан-22 и более лёгкие Ан-12 и Ан-26, - говорит здешний «царь и бог» полковник Дмитрий Сухоручкин, командир Гвардейской авиабазы 1-го разряда. Кстати, а что это за военная структура такая - база?

«В январе 2009-го, - продолжает командир, - из дислоцированных здесь ранее авиационных частей начали создавать новую для российских ВВС структуру - авиабазу. Причём понятие это не только территориальное. В Твери, можно сказать, находится только «головной офис», которому подчиняются аэродромы в Пскове, Оренбурге, Таганроге, подмосковном Чкаловске. Есть ещё отдельные эскадрильи в Туле, Иванове, Рязани, Ульянов­ске, Омске, Крымске. В Брянской области базируются самые большие в мире стратегические транспортные самолёты Ан-124 «Руслан». Всего к нам приписано примерно две сотни самолётов. Вот что такое авиабаза 1-го разряда - две трети территории страны покрывает!»

Внезапные тревоги

Аэродромы Военно-транспортной авиации более или менее равномерно расположены по всей России - разве только на Дальнем Востоке чувствуется, что «слой» потоньше. Оно и понятно - имея такие расстояния, как в нашей стране, для быстрой переброски войск на нужное направление без ВТА не обойтись. Когда с начала этого года пошли внезапные проверки боеготовности, львиную долю стратегической мобильности обеспечивали именно военные лётчики, причём для них проверки были столь же неожиданными, как для десантников, мотострелков и зенитчиков.

По словам лётчиков, проверка начинается со звонка оперативного дежурного по базе её руководителю: товарищ командир, прошёл приказ с таким-то номером. Все дальнейшие действия подчинены строгому алгоритму: сбор членов экипажей, уточнение задачи... Грубо говоря, куда мы сегодня летим, каким составом, кого грузим на борт и с какими целями. Одно дело - везти технику с аэродрома А на аэродром Б. Гораздо тяжелее выброска десанта: лётчикам обозначают площадку, в которую нужно этим самым десантом попасть. Значит, самолёты идут, чуть ли не касаясь крыльями друг друга и с минимальными интервалами на высоте 600-700 метров. Так нужно, чтобы десантура не разлеталась, как семена одуванчика при сильном ветре. Силы специальных операций, совсем недавно созданные в России, прыгают с других высот - и 1200, и 4000 метров. С ними ВТА тоже сотрудничает. Да с кем она только не сотрудничает!

42 тонны воды выливается на очаг пожара за 7-10 секунд. Фото РИА Новости

■ С МЧС, например. Если на тот же Ил-76 поставить выливной авиационный прибор ВАП (две здоровенные трубы серого цвета) и залить в них 42 тонны воды, транспортный самолёт превратится в пожарный. В прошлом году в Краснояр­ском крае 2 борта с Мигаловской авиабазы полтора месяца тушили лесные пожары.

■ С многочисленными российскими бизнес-структурами, которые тем или иным образом работают на оборонно-промышленный комплекс. Например, такие «звёзды» парижского авиасалона Ле Бурже-2013, как ударный вертолёт Ка-52, учебно-боевой Як-130 и истребитель Су-35, в разобранном виде были доставлены во Францию самолётами Военно-транспорт­ной авиации.

■ С полярниками. В 2009 г. ВТА привезла грузы для российской полярной базы «Барнео» на Северном полюсе. Грузы и людей сбрасывали в высоких широтах с парашютами. Бывают, правда, и полёты в более благоприятные климатические зоны. Взлетев из Мигалова в 30-градусный мороз, экипаж ВТА может через 6-8 часов приземлиться в тропиках и удивлять аборигенов шапками-ушанками и тёплыми штанами. «Горячие парни живут в этой самой России, - думают, наверное, аборигены, - если им даже у нас холодно!»

Пеший по-лётному

Военно-транспортная авиация России в среднем всегда летает больше, чем истребительная и бомбардировочная. Летает в условиях хорошей, плохой, отвратительной и просто никакой погоды. А готовятся к этому в Мигалове так: сурового вида мужчины в лётной форме ходят друг за дружкой гуськом, неся в руках маленькие модельки самолётов. Командир впереди, за ним, следуя по нарисованной на земле схеме полётов, - остальные члены группы. Этот метод отработки эволюций в авиации называется «пеший по-лётному». Он применяется с незапамятных времён и не сдал своих позиций во времена компьютерного моделирования и электронных тренажёров. Преимущества метода при всей его простоте очевидны: походили немного по бетонке - и в голове осталась трёхмерная картина: кто слева, кто справа, кто впереди и кто сзади. Нет, тренажёры тоже в наличии имеются и даже регулярно используются. Но без хождения по аэродрому не обойтись. Если ты так рвёшься душою в небо, сперва научись крепко стоять ногами на земле!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах