Татарстан, 29 мая, АиФ-Казань.
Из офицеров в проповедники
…Мой знакомый Дмитрий З. окончил Казанское артиллерийское училище. Послужил несколько лет родине. В переломные 90-е ушёл из армии, решив в корне поменять жизнь, и окунулся в коммерцию. Коммерсанта из него не вышло, а вот жизнь действительно поменялась: от Алексея ушла жена и пришла глухая депрессия. Через какое-то время мой знакомый вернулся к жизни. Сначала стал ярым адептом, а затем и одним из руководителей тогда ещё новой для Казани церкви «Краеугольный камень». Остаётся в ней и по сей день. Недавно я встретила его на остановке. «Что такая грустная?» - спросил меня бодрый Алексей. «Настроение плохое да ещё этот дождь!» - ответила я на банальный вопрос. Зато выпад моего знакомого оказался вовсе не банальным: «А все потому, что без бога живёшь, сатана тобой владеет! Вот здесь всё написано, вот с чем по жизни идти надо, тогда и настроение всегда будет прекрасным», - Алексей потряс передо мной свёртком, в котором оказалась Библия.
![]() |
---|
Дмитрий Хафизов |
«Основная цель работы любой секты - вымогательство денег, - подчёркивает Дмитрий Хафизов, советник мэра Казани по вопросам религии. - Секта - тот же бизнес, та же «пирамида», в которой цель (обогащение) прикрывается какой-нибудь светлой идеей».
Рыба в «мутной» воде
Понятно, что Алексей, как и большинство так называемых сектантов, в такую церковь попал в трудный период жизни. Но почему не пошёл в традиционный храм, где смог бы найти утешение? «Традиционная церковь требует от человека работы над собой, там много ограничений. В секте же всё просто - от тебя требуется лишь безоговорочная вера в бога или очередного мессию, - говорит Владимир Менделевич, профессор, зав. кафедрой медицинской и общей психологии КГМУ.
![]() |
---|
Владимир Менделевич |
- В традиционной церкви человек остаётся наедине с богом. Секта же привлекает тем, что у человека создаётся иллюзия большой и дружной семьи. Но есть один существенный фактор: церковь не меняет структуру личности человека. А в секте у него полностью меняется психологический портрет, что сказывается на всём образе жизни».
Приход «Аль-Ихлас» в Казани закроют>>
Появившись и расплодившись в Казани в 90-е годы, секты активно «размножаются» и сегодня. Помимо псевдохристианских, мусульманских и буддистских сект в Казани весьма популярен ещё один вид - биоэнергетические. «Повальное увлечение мистикой и эзотерикой ведёт к массовому изменению мышления людей в сторону шизофрении, - считает Владимир Менделевич. - Это не так безобидно, как кажется: попавший к ним человек становится крайне иррациональным, а это и является началом психического заболевания. Кстати, различные тренинги (например, личностного роста), появившиеся в последние годы и активно втягивающие людей, также своего рода биоэнергетические секты, т.к. там людям меняют психику. Это также деструктивное направление».
Опасные и навязчивые
Понятие «секта» сейчас выходит из обихода. Деструктивные общества именуют «новыми религиозными движениями», которые ведут себя в республике весьма агрессивно. В 2012 году на трассе Казань - Зеленодольск взорвалась легковая машина. В ней погибли три человека, на месте была обнаружена взрывчатка. Один из погибших оказался членом запрещённой организации «Джамат Таблиг». Запретили это движение в 2009 г., но, по нашим данным, её центр до сих пор действует в пос. Северный, а его приверженцы по-прежнему ходят по Казани и окрестностям, вербуя новых адептов. «Эта организация пришла к нам из Пакистана, главная задача её членов - множить свои ряды, заманивая людей в мечеть. Сами джимаатцы живут подаянием, ночуют прямо в мечети - и обращают татарстанцев в «истинную веру». Вычислить их легко - адепты носят пакистанскую, в пол, одежду», - рассказывает Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра Российского института стратегических исследований.
![]() |
---|
Раис Сулейманов |
- Впрочем, единого мнения, что считать сектой, а что нет, не существует. По словам и.о. старшего помощника прокурора РТ Сайяра Зиятдинова, сектой можно назвать лишь религиозную группу «файзрахманистов», тогда как приход «Аль-Ихлас» (закрытый на прошлой неделе по иску прокуратуры РТ) под понятие секты не подпадает.
Экспертиза подтвердила: на автопробеге в Казани были флаги «Хизб ут-Тахрир»>>
Силовики накрыли файзрахманистов в прошлом году, уже после июльских терактов, 16 лет (!) власти ими не интересовались, несмотря на многочисленные публикации в СМИ. Даже сейчас, после того, как оттуда изъяли детей (они не ходили в школу, не получали медпомощи), эта секта продолжает действовать, утверждает Сулейманов. Деструктивным направлением он считает и «Свидетелей Иеговы», которые прочно осели в Казани: «Иеговистов не стоит воспринимать так же, как ваххабитов. Они не несут видимой угрозы и, в основном, занимаются агитацией, раздавая брошюры. И у них это получается. Сейчас они активно ездят по районам Татарстана и там находят будущих последователей.
Мнение церкви | ||
---|---|---|
|
Деструктивность этого направления заключается в опасности, в первую очередь, для детей: им категорически запрещено делать переливание крови: в 2000 г. в ДРКБ из-за этого умер ребёнок. Новые религиозные движения характеризуются тем, что изменяют личность человека, зачастую призывают отказываться от государственных интересов, меняют гражданскую позицию. Этим и представляют опасность для общества и государства».
Запретить нельзя оставить
С сектами бороться нелегко. Прежде всего, потому, что они… законны. «Пока в России секты невозможно запретить законодательно. Сделать это может лишь суд, который докажет, что её организаторы нанесли вред человеку или сам гражданин обратится с заявлением в полицию как пострадавший от действий этой секты, - поясняет Дмитрий Хафизов. - К тому же обычно секты регистрируются под видом общественной организации с нейтральным названием. Им нельзя отказать в регистрации. Должно пройти время, чтобы деятельность такой организации вызвала вопросы со стороны соответствующих органов. У нас в республике нет больших перекосов в сторону сектантства, но вынужден признать, что секты постепенно завоёвывают позиции. Но есть и позитивный момент - из сект, как правило, быстро уходят». «Из деструктивной секты уйти трудно, - не согласен В. Менделевич. - Даже если человек осознал, что его обманули, так просто его не отпустят. И иногда руководители не ограничиваются просто угрозами расправы с бунтарём или его близкими. У них ведь на этом простроен бизнес, им нельзя терять своих последователей. Приход в секту - личное дело каждого взрослого человека. Но когда в эти течения втягивают детей, это уже становится делом государственным». Неслучайно после июльских терактов в декабре 2012 г. депутаты Госсовета РТ внесли в Госдуму РФ законопроект, направленный на усложнение процедуры регистрации некоммерческих организаций, в частности, религиозных. Законопроект был разработан для обеспечения защиты граждан от роста числа сектантских организаций. В феврале этого года он принят в первом чтении.
Из истории вопроса
В основе любого культа лежит не Священное Писание, а учение его основателя и беспрекословное подчинение ему всех членов организации.
Самые известные культы в Татарстане:
«Краеугольный камень». Община с авторитарным управлением и структурой руководства в виде пирамиды.
«Свидетели Иеговы». В 2000 г. в ДРКБ погибает ребенок, его родители - Свидетели Иеговы - запретили перелить ему кровь, т. к. их учение это запрещает. В РТ зарегистрировано 5 общин течения.
Сайентологи. В Закамье РТ в начале 90-х стремительно развивается сайентология, открываются Хаббард-колледжи. Обучение в них прошли многие топ-менеджеры предприятий Закамья. В 2008 г. течение реанимировалось в Казани под названием «Церковь сайентологии».
Общество сознания Кришны. Организация зарегистрировалась в Казани в 1991 году. Центр расположен в пос. Юдино. Проводят богослужения на дому, ведут агитационную работу, в основном, среди молодёжи.