Профессор Казанского энергоуниверситета, доктор философских наук Гульнар Балтанова жила на Востоке, много лет посвятила изучению темы женщины в исламе. Недавно вышла ее «Настольная книга российской мусульманки», которая учит женщин, как воспитывать себя, строить отношения, одеваться и как прожить счастливую жизнь. Почему в Европе и России идут дебаты вокруг ношения хиджабов, с какими популярными мифами об исламе и правах мусульманок приходится сталкиваться и что на самом деле означает джихад, Гульнар Балтанова рассказала «АиФ-Казань».
Что скрывают под хиджабом?
Александра Дорфман, «АиФ-Казань»: Гульнар Равилевна, на днях Европейский суд признал законным запрет носить хиджабы на работе. Почему на Западе дебаты по этой теме достигают таких масштабов, а в Татарстане, например, вообще такой проблемы нет?
Гульнар Балтанова: Запреты и штрафы начали вводить во Франции, потому что там многочисленная мусульманская община, причём из стран Магриба, то есть Северной Африки, которая считается довольно неспокойным регионом мусульманского мира.
Мотивировали санкции, во-первых, тем, что страна светская, поэтому всякая пропаганда религиозных взглядов в светских учреждениях запрещена. Коснулось это в первую очередь мусульманок, потому что хиджаб – один из самых явных символов приверженности к религии. Во-вторых, тем, что он стал символом экстремистски настроенных мусульманок, так как теракты совершали именно женщины в хиджабах.
В Татарстане такого нет. Хотя Россия и светская страна, но ислам здесь считается традиционной религией, а не религией мигрантов, как во Франции. Народы РФ имеют равные права, в том числе право исповедовать традиционную для них религию.
- В этом отличие казанских татарок?
- В Татарстане мусульманки традиционно отличались. Ведь Казань всегда была культурным экономическим центром, женщины тянулись к европейской культуре, даже в одежде. Они носили платки, шали, калфаки, то есть голова была покрыта, но никогда не закрывали лицо, как в арабских странах. Скрывали аврат - тело до запястий и до лодыжек, но без хиджаба. Это традиционная бедуинская одежда. Зачем она нам? В Коране ничего нет о том, что нужно закрывать лицо. Возраст совершеннолетия по шариату наступает в 9-10 лет, с этого времени девушка должна ходить с покрытой головой. Хиджаб - это защита её чести, преграда, отделяющая женщину о мужчин. Родители должны объяснить это дочери, но не могут насильно надеть на неё платок. Выбор остаётся за ней.
- То есть рабское поведение мусульманки – всего лишь миф?
- Да, причём распространённый. На самом деле в арабской семье жена - королева. Все домашние обязанности выполняют старшие дочери и сыновья, а она даже готовить не обязана. Посуду мыть, стирать она не будет, всё делают дети и муж. Мужья серьёзно помогают с детьми, воспитывают, водят в детсады, школы. Я сама не верила, пока не пожила в Иордании. Никакого рабского поведения там нет. Женщина может найти себя, и для этого нет ограничений. Если она работает, то заработок вправе тратить на себя, ведь семью должен обеспечивать муж.
- Правда, что у женщины в исламе больше прав, чем в других религиях?
- До ислама в религиозной литературе вопрос о правах человека не ставился. Если брать его как религию монотеизма, то есть считать, что бог один для всех, то пророчество Мухаммеда будет последним. Исторически оно было направлено арабскому народу, который тогда находился на стадии варварства, невежества, и соответственно отношение к женщине было ужасным, она была бесправна, браки свободно заключали и расторгали, было сожительство. Возможно, поэтому в Коране многое так чётко прописано, говорится о праве собственности, праве выступать в суде, самостоятельно распоряжаться деньгами, праве выбирать супруга, защищать себя в браке от физического насилия, финансового ущемления, праве женщины на развод и др.
Верить дословно
- Насколько изучена тема о женщине в исламе?
- Мало изучена, хотя её много обсуждают. Учёные заинтересовались ею с 60-х, но глубже положение женщины стали изучать на Западе в 90-е, когда женщины стали возвращаться к религии, несмотря на свободу и демократию. Крупные исследования чаще проводили мужчины. В РФ публикации, посвящённые мусульманской женщине, можно по пальцам пересчитать. Я сама увлеклась темой в 2000-х, до этого занималась исламоведением. К тому времени я уже совершила хадж с отцом, затем умру (малый хадж) с мамой, успела пожить в Иордании и проникнуться исламом. Началось с того, что меня попросили подготовить доклад по правам женщины для института прав человека в Москве.
- В чём отличие российской мусульманки от мусульманок в других странах?
- Содержание ислама единое: существует бог и Мухаммед – его последний посланник. Различий не может быть и в пяти основных требованиях: пятикратный намаз, шахада - признание единственности бога, закят – налог в пользу бедных, пост рамадан и хадж. А вот формы отличаются от страны к стране, от региона к региону, от этноса к этносу. Речь идёт о поведении, менталитете, понимании самих истин. Арабские народы всё время жили в исламском государстве, а народы России в советские годы жили при атеизме. На всю Казань была одна мечеть, не было медресе, религия исчезла из общественной жизни, а сохранилась только в семейных традициях. Поэтому само понимание истин у нас отличается. Так, если спросить у мусульманина, верит ли он, что после смерти попадёт в рай или в то, что вокруг него есть ангелы, то я не уверена, что в России многие ответят утвердительно. А вот в Иордании в это верят абсолютно. Сложно человеку, который воспитывался в атеистическом духе, дословно верить в то, что написано в Коране, но не существует в материальном мире.
Отличается и степень влияния ислама на жизнь верующего. В РФ общество светское и ислам практически не влияет на экономику, политику, образование, но его роль существенна в семье, религиозной жизни, в отношениях мусульман друг к другу. В арабских странах ислам пронизывает всё. За сферу общественной жизни выведена продажа свинины и алкоголя, никто не празднует дней рождения, Новый год, а только религиозные праздники.
Арабская женщина не может уехать из дома без мужа больше, чем на три дня, даже в отпуск. Она никогда не станет разговаривать с незнакомым мужчиной – ни в банке, ни в магазине, ни в автобусе, даже к гостю она не выйдет и угощать его не будет, это делает либо сын, либо муж. Женщина может свободно общаться только с отцом, родными братьями, сыновьями, даже двоюродные братья уже считаются чужими. Понятно, что в современных условиях такое не всегда возможно. Речь больше идёт о самоконтроле, женщина должна понимать, что чужой мужчина для неё – харам, то есть запрет. Когда я работала в институте в Иордании, и студенты-мужчины заходили ко мне в кабинет, то дверь оставляли открытой, чтобы мы не были наедине. Даже в соцсетях нельзя переписываться с мужчиной, ведь соблазн может проявляться и в словах.
- Как семья мусульманки относится к браку с иноверцем?
- Этого не может быть. По шариату мужчина может жениться на немусульманке, а женщина должна выходить замуж за мусульманина, потому что дети принадлежат роду мужа. При разводе делёжки детей не будет, муж до гроба будет обеспечивать их, отвечать за них. Если мужчина женится на немусульманке, то никах читают, чтобы она, хоть и не поменяла веру, но приняла правила, по которым живёт муж. Если же никах прочитают с мужчиной другой веры, то по сути это значит, что он принял ислам, а иначе это лишь уступка традициям, моде, просто галочка.
- Коран разрешает многожёнство и есть мужчины, которые пользуются этим для оправдания неверности…
- По шариату мужчина может брать до четырёх жен, если они будут находиться в равных условиях, обладать равными правами. Если ты взял любовницу, то обязан прочитать с ней никах, и твоя первая жена должна признать её законной женой, всё остальное - прелюбодеяние. В нашей стране это невозможно, так как многожёнство запрещено. В арабских странах без согласия жены появление другой женщины невозможно. Даже в брачном договоре жена может сразу прописать, что она против других браков мужа. Но, если у неё нет детей, она не может выполнять супружеские обязанности, тяжело больна, то муж может заключать другой брак, то Коран разрешает это, но только по необходимости.
Зло в себе
- Но трактовки Корана разные, чем и пользуются недобросовестные проповедники, включая экстремистов…
- Они берут отрывки из Корана, но интерпретируют их в радикальном ключе, могут оборвать цитату, и она зазвучит иначе так, как им нужно, или использовать отменённые суры. Например, джихад означает усердие на пути к вере, борьбу со своим неверием, а его трактуют как войну с неверными.
- Этим и завлекают мусульманок,которые едут воевать в Сирию?
- В одной из ваших книг вы говорите о так называемом «законе притяжения»...
- В Коране написано, что аллах даст всё, о чём вы попросите. На этом и основан «закон притяжения» - к вам притягивается то, чего вы хотите больше всего. Но если вы хотите райской жизни, то и просите райскую жизнь, а не машины, квартиры или другие блага.