Примерное время чтения: 5 минут
687

Татарский язык сделают факультативом?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Татарстан 21/11/2012

Для республики это может означать, что татарский язык в школах РТ будет изучаться не в обязательном порядке и не в таких объёмах, а по желанию детей и родителей. Доминирующий статус будет иметь русский как государственный язык в РФ.

 

 

Инициатива

В ноябре представители от Татарстана – депутаты, общественники – приняли участие в заседании Экспертного совета при Комитете Госдумы РФ по делам национальностей. Разговор шёл о проблеме преподавания русского языка в школах нацреспублик, в том числе в РТ. Споры не утихают: сторонники сложившейся системы говорят, что надо изучать язык того края, где живёшь. Противники: изучение татарского языка происходит в ущерб русскому, и в итоге школьники не знают ни одного.

«Этнолингвистический конфликт», - так называет ситуацию зампредседателя Общества русской культуры РТ Михаил ЩЕГЛОВ. - В татарстанских школах за всё время обучения дети получают 700 часов русского языка и литературы. А везде по России – 1200, - говорит он. - В Госдуме были поражены тем, что в нашей республике татарский язык русскоязычным детям преподаётся на грамматической основе по 5-6 часов в неделю».

Официальная позиция Мин­обранауки РТ известна: количество часов русского и татарского языка в школах РТ соответствует федеральному законодательству. Президент РТ Р. Минниханов в начале осени, казалось бы, поставил точку, подчеркнув в послании Госсовету РТ: вопрос с изучением татарского языка в школах Татарстана пересмотру не подлежит. Насколько же реально внесение этих поправок?

Перепишем Конституцию?

Председатель Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев уверен: рано что-либо говорить - вопрос находится на стадии обсуждения, нет ни проекта закона, ни конкретных формулировок.

«Предполагаемые поправки противоречат Конституции РФ, - говорит Р. Валеев. – В документе провозглашается равноправие всех языков и прописано, что любой гражданин РФ имеет право получать образование на родном языке, а национальная республика может устанавливать свои государственные языки». Того же мнения придерживается экс-советник по политическим вопросам первого президента РТ, директор Института истории АН РТ Рафаэль ХАКИМОВ: «Если говорить о свободе языков, значит, надо либо отменять эту Конституцию, либо её соблюдать». По его мнению, поправки, если они будут приняты, негативно скажутся на самоидентификации татар как носителей языка.

Общество русской культуры предлагает вариант, который и Конституцию не будет нарушать, и устроит большинство родителей и школьников. Избежать противоречия с Законом и соблюсти двуязычие можно, применив схему: «Если изучать татарский и русский языки как государственные, то есть в равных объёмах, которых будет достаточно для усвоения понятийных и коммуникативных основ – по 2 часа в неделю каждый. А сверх того, более углублённо – изучать тот или иной язык по желанию».

- Уровень знаний русского языка у современных учащихся недостаточен, - прокомментировала ситуацию «АиФ-Казань» Валентина Разживина, учитель русского языка и литературы с 28-летним стажем. - Естественно, это связано с уменьшением учебных часов русского языка-2 урока в неделю, 70 часов в год. Школьный учитель ограничен этими рамками, а изучаемый материал в 9 классе по синтаксису и пунктуации сложного предложения труден и важен.

Неделю назад у нас в школе было родительское собрание, так родители выразили недовольство ёщё и тому ,что в нашей республике Татарстан в этом учебном году вводится обязательный экзамен в форме ГИА по татарскому языку для всех учащихся независимо от национальной принадлежности. По мнению родителей, никакой экзамен не поможет любить и знать язык. Нельзя привить принудительно любовь к родному языку. По мнению родителей, изучение национального языка должно основываться на коммуникативном уровне, то есть общении, уметь понимать и говорить на бытовом уровне.

Выпускники прошлого года нашей школы, поступавшие в вузы Нижнего Новгорода, на себе почувствовали, что их знания по родному русскому языку намного ниже, чем у выпускников российских городов.

Нельзя не согласиться, что суть проблемы заключается в сознательном сокращении часов, выделяемых на русский язык и русскую литературу в школьном расписании, а освободившееся время тратится на преподавание второго государственного языка. В результате реального двуязычия, которого пытались добиться в национальных регионах, осуществить не удалось на практике, знание нетитульным населением второго государственного языка равно нулю, но при этом это резко ударяет по грамотности в области русского языка, которая на фоне всей России еще хуже у русскоязычных детей в национальных регионах.

 

Сейчас депутаты Госдумы ждут от общественников и родителей предложений по внесению поправок в закон. «АиФ Казань» будет следить за ситуацией.

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (14)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах