В республике вновь спорят о преподавании русского языка и литературы.
Гроза миновала
Нашим чиновникам от образования и депутатам не нравится новая концепция преподавания русского языка и литературы в школах РФ («АиФ-Казань» № 51 с. г.). Правительство РФ должно утвердить её в 2016 году.
В Татарстане самым страшным назвали пункт о национальных школах (их в РФ 4 тыс. - Прим. авт.). Он предписывает преподавать основные предметы только на русском языке - правда, в сочетании с углублённым изучением родных языков и литератур.
«У нас перестанет существовать национальное образование, если будет принята такая концепция, - считает Разиль Валеев, председатель комитета Госсовета РТ. - Но в Конституции РФ сказано, что любой гражданин РФ вправе получить образование на родном языке».
«Авторы концепции решили, что учащиеся в Татарстане плохо владеют русским языком, - высказался Ринат Закиров, председатель исполкома Всемирного конгресса татар. - Но средние показатели ЕГЭ по русскому языку в РТ выше, чем в среднем по России».
Ринат Закиров увидел в проекте угрозу межнациональному согласию. «Не думаю, что власти РФ заинтересованы в появлении напряжения из-за этих неумелых реформ», - сказал он.
Мнение татарстанских политиков, похоже, всерьёз озадачило Москву. Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая пообещала национальным школам «вдумчивое отношение».
«Я была и в Башкирии, и в Татарстане, и в других регионах, - говорит она. - Мы не можем решить, что там с 1 января или с 1 июля вдруг все предметы будут преподаваться на русском языке. Ничего такого концепция не собирается делать».
Поиски совершенства
Но, оказалось, проблемы с русским языком есть не только в национальных школах. Бизнесмен Вадим Махеев, выслушав отчёт министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова, поднял вопрос о качестве преподавания «великого и могучего» в обычных школах республики. Его дочь - ученица 8-го класса, не может получить пятёрку по русскому, потому что три урока по этому предмету в неделю - мало.
«Средняя оценка в республике по ОГЭ по русскому языку (экзамен, обязательный для тех, кто заканчивает 9-й класс - Прим. ред.) в 2015 году - 4, 04, в 2014-м - 4,03, - сказал Вадим Махеев. - Доля учащихся, получивших по русскому языку неудовлетворительную оценку, составила в 2015 г. 1,15%, в 2014-м - 0,4%. У нас ухудшение по русскому языку? А ведь это один из основных предметов, без которого наши выпускники не смогут бороться за лучшие вузы страны». Энгель Фаттахов в ответ напомнил, что по предмету введены дополнительные часы.
«Три часа - это мало, - поддержал Махеева худрук Качаловского театра Александр Славутский. - Мы живём в России, и любой человек любой национальности должен в совершенстве владеть русским языком, как и другим государственным языком РТ».
«Вопрос о часах по русскому языку задают не школьники, а родители, - говорит Виктор Пешков, депутат Госдумы от РТ. - Их беспокойство понятно, ибо не существует высшей школы на татарском языке. Соотношение часов русского и татарского должно быть таковым, чтобы обеспечивалось хорошее знание обоих языков. В решении этого вопроса должна участвовать и общественность, и профессионалы-эксперты».