По версии следствия, пользователь разместил в сообществе ряд высказываний, которые «унижают достоинство лиц татарской национальности». На днях дело, возбужденное по ст. 282 УК РФ было передано в суд. Сам обвиняемый своей вины не признает, заявляя, что лишь критиковал власть, и называет свое дело «политическим».
Для начала дам свою оценку, как человек с юридическим образованием. Непонятно, в каких действиях заключается «борьба» Павла Хотулева с обязательностью изучения для русскоязычных жителей Татарстана татарского языка. Если он пишет заявления в государственные органы и привлекает внимание прессы к этому вопросу и только, то никакого преступления тут нет. Пожаловаться прокурору - это разве преступление? Если Хотулёв своими нехорошими высказываниями в Интернете оскорбил татарскую нацию, тогда - совсем другая история. Тут органам нужно разобраться по закону и справедливости.
Я долго прожил в ХМАО-Югре, в Нижневартовске, год назад я переехал на постоянное место жительства в Казань. На Севере живут люди всех национальностей республик бывшего СССР, все приезжие, город маленький, поэтому людям приходится как-то уживаться. Очень редко случаются какие-либо межнациональные трения, да и то, в виде возмущений на кухне. Лет десять назад по городу прошёл слух, что скинхеды собираются подраться с кавказцами возле одной из школ. Слух так и остался слухом. А скинов там и в помине нет. Люди живут нормально, занимаются своими делами. Кавказцы, судя по всему, (я жил возле азербайджанского ресторанчика) предпочитают ругаться между собой. Когда на татарской дискотеке случилась большая драка, ни один русский на ней не пострадал.
Каждый год в июне в Нижневартовске, ещё с советских времён проходит фестиваль Самотлорские Ночи, который заканчивается праздником Дружбы Народов. Перекрывают целую улицу и расставляют сцены, у каждой национальности своя. И весь день идут национальные концерты. Устал от гопака? Можно пойти к молдаванам, посмотреть как они забавно танцуют. А потом покушать шашлык и посмотреть как чеченцы лихо отплясывают лезгинку.
В Казани жизнь немного другая. Первое, что бросается в глаза - это то, что здесь все одинаковые. Ни по внешности, ни по поведению, ни по одежде, ни по-говору невозможно со точностью сказать, кто татарин, а кто русский. Черноволосая девушка с узкими глазами запросто может оказаться Машей Ивановой, а рыжий паренёк с голубыми глазами и веснушками Габдуллой.
Часто случаются заминки, когда кто-нибудь начинает оживлённо говорить со мной по-татарски, а я не знаю, что ответить. Хотя сам татарин. Приходится деликатно объяснять, что не понимаю языка, и это нисколько смущает собеседника - продолжает разговор на русском языке.
Вообще, за год жизни в Казани и работы в госпитале (где люди каждый день ходят разные) я не встерчал ни разу ни одного малейшего признака каких-либо межнациональных трений. Об этом говорить не принято даже в быту. Так что не знаю, как у Вас в Москве, а у нас Казанга всё хорошо, не надо раздувать лишнего!
Альберт Музеев, IT-специалист |
Всё-таки важно изучать язык, на котором говорят люди той местности, где живёшь. Но добровольно! У детей кто-нибудь спрашивает вообще? Считаю целесообразным такой вариант: оставить предмет в программе, но при письменном заявлении обоих родителей и согласии самого ребёнка, можно отказаться от обучения национальному языку. Причём последнее слово оставить за ребёнком, вдруг он хочет изучать язык, а отец ярый националист-шовинист этому препятствует. Это его образование - пусть учится сам принимать решения.
Другие статьи автора:
Письмо бывшего офицера МВД: кто работает в полиции, и почему им все можно
Письмо бывшего офицера. Часть 2: почему колония не исправляет людей