Почтить память погибших в Камско-Устьинский район, где затонул дизель-электроход, унесший 122 жизни, люди начали приезжать с утра – родные, друзья, простые казанцы. Первый пункт – Куйбышевский затон. Там стоит полузатопленная покалеченная «Булгария». Сюда вереницей тянутся машины. Люди спускаются к воде. Молча стоят несколько минут. Венки и цветы отдают охранникам, чтобы те на лодке отвезли их на судно.
- У нас на «Булгарии» никто не погиб, - говорит жительница Казани Людмила. – Ездили в соседнее село к маме на могилу и не могли не приехать сюда. Столько жизней загублено, а теплоходы как ходили с нарушениями, так и ходят.
Второй поминальный пункт – село Сюкеево, напротив которого и произошла трагедия. На холме возле Волги возведён мемориал, стоит церковь и мечеть. На камне высечены 122 имени. Рядом цветы. Уже утра привезённые родными фотографии.
- Это наш Эльнар Сейгазов и его невеста Ирина, погибли вместе, - говорит тетя парня, скрывая заплаканные глаза за темными очками. – Два года жили гражданским браком, в сентябре планировали пожениться. Поехали в предсвадебное путешествие.
Совсем молодой парень с застывшей печалью на лице кладёт к памятнику гвоздики.
- Папа мой – Подъячев Владимир, скупо поясняет он. – Он с мамой в разводе был. Мы не общались. А теперь вот – приезжаем…
Девочку нашли последней и опознавали по сережкам
Маргарита Захарова выходит из церкви в чёрном платке. Начинает говорить и не может перестать плакать.
- Доченька моя – Сашенька. Самая младшенькая. Родила ее уже за тридцать, думала, главной помощницей станет в старости. А вот как получилось.
18-летняя Александра Захарова – студентка института культуры устроилась на «Булгарию» официанткой за четыре дня до трагедии. Раньше не работала. Мама не отпускала, говорила, маленькая, болезненная. А тут девушка влюбилась в повара Василия и настояла, что поплывет с ним. Звонила маме в последний раз во время стоянки в Болгаре. Сказала, теплоход сломался. Починят и поплывут обратно.
(Саша на портрете справа)
- Парень-то выжил, он на кухне был, а Сашенька в каюту ушла отдохнуть, - рассказывает Маргарита Анатольевна. – Иногда злюсь на него, хотя и понимаю, что ничего он сделать не мог. Общаемся ли? Не часто. Что у нас может быть общего? Он уже жениться успел.
Кошмаром для семьи Захаровых стало не только крушение, но и две недели ожидания. Сашу нашли предпоследней, когда «Булгарию» подняли со дна. Другие семьи уже и похоронили своих, и поминки успели сделать. Опознавали девочку по сережкам.
- Год прошел, а не живу, - говорит мать. – Даже работать толком не получается. К психологу ходила. Что-то колют, становлюсь, как зомби. Одна радость - внуки. Я ведь и старшую дочку тоже похоронила. Теперь вот ее ребенка ращу вместо своего.
Во второй половине дня мемориал в память о погибших открыл президент РТ Рустам Минниханов вместе с министром транспорта России Максимом Соколовым. Днем они провели совещание, на котором были предложены новые меры обеспечения безопасности на транспорте.
Вечером в Казанском речном порту пройдет поминальная акция. Сюда год назад «Арабелла» доставила выживших пассажиров не вернувшейся «Булгарии». Память почтят минутой молчания и выпустили в небо 122 воздушных шарика.