Ученые за партой
Школьники из Казани разработали проект в сфере энергосбережения, который был отмечен на Всероссийском инновационном форуме «Россия, вперед!» в Сколково.
Экспертная комиссия фонда «Сколково» из 2,5 тысяч проектов отобрала всего 16. Разработку - композитные теплоизоляционные покрытия – представлял 11-классник Булат Галиуллин из гимназии № 7.
- Конечно, за этим успехом стоит не только Булат, - рассказала замдиректора гимназии Эльвира Наумова. – Но по правилам форума представлять проект должен был один человек. Немало сил вложили и одноклассники Галиуллина - всего тринадцать ребят. Была создана школьная бизнес-компания. Курировали проект учёные высшей школы – из КГТУ имени Туполева и Института экономики, управления и права.
Все началось с научно-исследовательской работы в лаборатории гимназии два с половиной года назад. Сначала ребят интересовало энергосбережение в целом. Но постепенно была выбрана узкая специализация. Школьники занялись разработкой энергосберегающего покрытия. Вещества, состав которого может варьироваться в зависимости от условий и области применения. Одни из вариантов использования разработки казанских школьников – объекты жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленный комплекс.
Кстати, с форума Булат привез сертификат, дающий право бизнес-компаниям гимназии работать над различными проектами, не выплачивая налоги.
- Создавать условия для проектной деятельности учеников в школах сегодня необходимо, - считают педагоги юных ученых. – Школьники не только развиваются в научно-технической области, но и заняты интересным делом, а не предоставлены сами себе.
Дотянуться до звезды
Школьник-бизнесмен, студент-предприниматель – в нашей стране такое сочетание слов до сих пор воспринимается, как нечто из области фантастики. «Во время учебы даже подрабатывать не принято, не то, что открывать свое дело», - думают большинство из нас. И ошибаются.
- Каждый дурак знает, что до звезд не достать. А умные, не обращая внимания на дураков, пытаются, - цитирует слова своего любимого писателя и художника Гарри Андерсона бакалавр КГФЭИ Василь Закиев. Еще будучи студентом, он открыл свою консалтинговую фирму, организовал молодёжный бизнес-клуб. Сегодня «Навигатор» объединяет молодых людей со всего Татарстана, студентов почти всех вузов Казани. Этим ребятам интересно предпринимательство. Они уже претворили в жизнь более 100 проектов, в которых участвовало более 5000 человек.
Говорящие жестами
Интересные проекты для глухих и слабослышащих детей придумывают молодые казанцы Татьяна Мерзлякова и Владимир Болжеларский из Академии открытых коммуникаций.
Они делают сурдоперевод к мультфильмам и рассылают диски в детские учреждения страны, где учатся ребята с проблемами слуха. По 264 адресам.
- Проектов несколько, - объясняет Владимир. - Например, мы перевели несколько популярных отечественных мультфильмов, таких как «38 попугаев», «Вини-Пух», «Малыш и Карлсон». Работая над ними, старались учесть особенности восприятия зрителей. Технология языка жестов такова, что детям непонятно, кто из героев говорит. «Речь» сливается в один поток. Мы придумали дополнительное окошечко на экране, где появляется тот персонаж, которого в данный момент «озвучивают». Кстати, эти мультфильмы не немые. Смотреть их могут все.
Следующим шагом стало создание особого мультика, где на языке жестов общаются уже сами персонажи – собаки. Называется он «Давай дружить. Начало». Пока сделана одна серия, всего запланировано три. Мультфильм рассказывает о том, что, только сдружившись, герои могут чего-то достичь.
В этом году прошел цикл передач для глухих ребят на одном из казанских каналов. К работе привлекались школьники и студенты ТИСБИ. Все вместе учили детей, как вежливо себя вести на улице, в транспорте, друг с другом. Объясняли, как делать интересные вещи, например, рисовать по стеклу. Устраивали уроки истории России и Татарстана, рассказывали о жизни и быте на разных континентах. Жестами «спели» гимн страны.
- В каждую передачу включали объяснения слов, для которых используются одинаковые жесты, - говорит Владимир. – Например, рассказывали, что «чешки» это и женщины, и обувь, или разъясняли разницу между индийцами и индейцами. Ведь основной идеей проекта было расширить кругозор ребят.