Почему жители ряда городов РФ против строительства мечетей? На эти и другие вопросы отвечает заместитель муфтия РТ Валиулла хазрат Якупов.
Перед выбором
- В Духовном управлении мусульман Татарстана – смена руководства, 13 января муфтий сложил полномочия. Как вы оцениваете это событие, Валиулла хазрет?
- Событие редчайшее, в истории российских муфтиев это второй прецедент. Первый случай произошел в Башкортостане, когда пост муфтия добровольно покинул Абдулбари Исаев, но ему было уже за 80. А в РТ всего год назад на съезде мусульман вновь избрали Гусмана хазрета Исхакова, который возглавлял ДУМ РТ с 1998 г. И вдруг – добровольная отставка. Для нас это был шок. 13 лет муфтий выступал консолидирующей силой в сложный период, когда мусульманское сообщество раздирали противоречия. По-видимому, Гусман хазрет счел, что его историческая миссия выполнена. Поводов для его ухода, по крайней мере, внешних, я не вижу.
- Когда пройдут новые выборы?
- По уставу нашей организации съезд должен состояться до 13 апреля. Он будет чрезвычайным. Один месяц отведен на предвыборную борьбу, кандидатов будет несколько, в начале марта на пленуме ДУМ они пройдут регистрацию. В РТ сейчас 1300 приходов. Квоту делегатов от имамов также определит пленум.
- На каких площадках развернется предвыборная борьба?
- В РТ развитая система мусульманских СМИ: почти 30 газет, более 20 сайтов в Интернете, мы задействуем радио и ТВ. Это помимо обязательных личных встреч с верующим электоратом. Выборы определят вектор развития ислама в республике, т.к. существует разный опыт: Саудовской Аравии, Турции, собственно Татарстана… Грядут дискуссии и споры, как и полагается на демократических выборах. Мусульманское духовенство в РТ сегодня очень грамотное с богословской точки зрения.
- А с политической?
- Оба аспекта взаимоувязаны.
- Но как насчет «богу – богово, а кесарю - кесарево»?
- Это христианский подход, у нас всё вместе. Наши священнослужители не являются священниками в христианском понимании, они призваны объединять верующих, они подчинены коллективу, являются носителями знаний, должны увещевать паству как требует Коран. Функция имамов - показывать реальный пример достойной и праведной жизни.
Насильно мил не будешь
- Но получается, что уроки и увещевания доходят не до всех?
- Есть секты, которые откровенно искажают кораническое учение, подменяя духовный посыл политиканством, ведут речь о построении некоего мифического халифата, строят исламскую проповедь исключительно на насилии. То есть получается, что современного человека нельзя возвысить духовно, не прижав к его голове дуло автомата? Мы против такой точки зрения. Ислам привлекателен духовной красотой, а не запугиванием населения.
- А как же джихад?
- В нашем понимании это исключительно оборонительная тактика, любая культура предполагает самозащиту. Вопрос в корректной интерпретации. Появились группы, которые бессовестно вещают от имени мусульман, искажая суть ислама, нанося вред его имиджу.
- А как вы относитесь к евро-исламу, который активно пропагандирует известный в Татарстане ученый и политик г-н Хакимов?
- Он слегка поспешил, не надо было претендовать на единоличное авторство, но сама по себе идея здравая. Только обосновывать ее нужно богословски. Г-н Хакимов, например, говорил, что намаз устарел, работа за компьютером заменяет молитву. Это не было воспринято верующими.
Уважая традиции
- В РТ (давайте постучим по дереву!) не случались такие трагедии, как в других мусульманских республиках РФ. Чья заслуга?
- В первую очередь - наших предков, которые выработали нацеленный на диалог вариант ислама. На территории РТ даже до революции 1917 г. не было религиозной конфронтации. Не было ее и в 90-е. И это уже заслуга как руководства республики, так и современного мусульманского сообщества. Теракты не сообразуются с учением Пророка.
- А девочки в хиджабах на казанских улицах? Татарки так никогда не одевались!
- У нас есть Союз мусульманских женщин и другие организации, которые предлагают одежду для мусульманок. Исламская мода – это перспективно, но следует учитывать национальное своеобразие. Нелепо, если наши женщины одеваются по-арабски. Нелепо и недальновидно также не учитывать мнения населения и православного духовенства при сооружении мечетей в традиционно русских городах. Если контакт налажен, конфликтов не будет. Если в ход идут ультиматумы, налицо противопоставление большинству – толка не жди. В Самаре, в частности, негативной реакции на строительство мечетей нет, потому что мусульманское духовенство соблюдает баланс интересов.
- Вам не кажется, что из-за непродуманных действий некоторых ваших единоверцев и происходит всплеск русского национализма?
- Главное не в этом. Разнузданная, расхристанная западная цивилизация растаптывает национальное своеобразие. Происходит разрушение духовности, семейных ценностей, отрицается все святое, торжествуют потребление и порок, и это не может не беспокоить. Европа лишается христианского лица.
- Закат Европы давным-давно предвидел философ Шпенглер. Но не утверждаете же вы, что на смену придет исламская цивилизация? Христиане и мусульмане вовсе не братья по вере.
- В богословском смысле – нет. Но у нас общие духовные ценности, основанные на нравственности, у нас с вами одна страна, в конце концов. Коран, как и Библия, учение мира и благоденствия. Мы ведем диалог, учимся друг у друга, охватывая огромное социальное поле. В Татарстане у мусульманских и православных священнослужителей нормальные взаимоотношения, религиозная символика республики – мечеть и церковь, стоящие по соседству и в Казанском кремле, и на улице Сафиуллина в микрорайоне Горки.
- С 1998г. в Казани действует Российский исламский университет. Какие надежды связываете вы с его выпускниками?
- Вуз начинался с 20 студентов, сейчас их куда больше, правда, до тысячи еще не дошло. Мы надеемся, что выпускники со временем сменят на местах имамов, которые не имеют необходимого образования. Пока наше духовенство достаточно пожилое и зачастую не подготовленное должным образом. Хотя Исламский университет существует с 1998г., лишь недавно он получил государственную аккредитацию, так что выпускники получат дипломы государственного образца. Помимо вуза в Казани и РТ действуют медресе и другие образовательные учреждения. На отсутствие интереса со стороны молодежи мы не жалуемся. Обучаются как юноши, так и девушки, последние станут в будущем работать с мусульманками, поскольку духовные и семейные ценности занимают в исламе особое место.
Досье
Валиулла Якупов родился в 1963г. в деревне Дмитриевка Уфимского района Башкортостана. Окончил КХТИ, Казанское высшее медресе. Кандидат исторических наук, автор более 30 книг. Заместитель муфтия РТ по взаимодействию с госструктурами. Женат.