В минувшую пятницу журналист Артемий Троицкий в беседе Татьяной Фельгенгауэр, ведущей программы «Особое мнение», жестко высказался по поводу внешнего вида зданий в центральной части столицы Татарстана.
Приводим выдержку из интервью.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Давайте про проблемы московские. Один из самых острых вопросов всегда связан с темой Генплана. И тут вот на днях глава Москомархитектуры Александр Кузьмин подписал приказ о назначении нового директора ГУП НИИ Генплан Москвы. Это бывший главный архитектор Казани Эрнст Мавлютов. Я, вот, была в Казани. Проблема ветхого жилья там, по-моему, до сих пор не решена.
А.ТРОИЦКИЙ: Да.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Что скажете по поводу человека, который будет заниматься Генпланом в Москве?
А.ТРОИЦКИЙ: Татьян, я с самого начала хотел бы оговориться, что вот эта тема к предыдущей не имеет вообще никакого отношения. И по мне абсолютно все равно, кто будет в Москве главный по строительству татарин Марат Хуснуллин, еврей Ресин (забыл как зовут), или чеченец, или дагестанец, или даже представитель суперэкзотической русской национальности. Дело в другом. Я в Казани тоже бывал. Причем, я там был последний раз не далее как в прошлом году. Застройка исторического центра Казани – это абсолютный ужас, то есть ничего хуже я не видел. Все эти лужковско-ресинские сносы, постройки, новоделы и так далее по сравнению с Казанью – это просто шедевры конструктивизма. Более безвкусных аляповатых, в то же время масштабных новых зданий чем в Казани я не видел. Там есть одно такое здание, что-то связанное с сельским хозяйством типа Дворец татарского сельского хозяйства или что-то еще. Это самое чудовищное здание в мире, я думаю. То есть это что-то вроде такого, сильно мутировавшего павильона ВДНХ с диким количеством излишеств. То есть я бы сказал так. Что это такой, вот, кошмарный сон архитектора Антонио Гауди в сталинском застенке.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Зато богато. (смеется)
А.ТРОИЦКИЙ: Это более, чем богато. Прямо, вот, за этим Дворцом сельского хозяйства имеется самый нелепый жилой квартал, который я видел. Опять же, это, как бы, элитное жилье для татарстанских, я так понимаю, чиновников, бизнес-элиты и прочих людей, чья жизнь удалась. В принципе, как бы, закос такой под город Париж, под такие, богатые спальные кварталы Парижа – там, типа, 16-й аррондисман и так далее. Но при этом, опять же, с невероятной аляповатостью, с какими-то чудовищными выкрутасами. Ну, это надо видеть, на самом деле – то есть описывать это словами невозможно.
И как раз вот этот самый Эрнст Мавлютов, да я думаю, что и Марат Хуснуллин, который его привлек. Я, кстати, не очень понимаю, почему если приходит один начальник, то следом за ним тянутся и все его друзья-прихлебатели.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Потому что он со всеми людьми работал.
А.ТРОИЦКИЙ: Да. Когда-то это было с Екатеринбургом, потом с Питером и так далее. В общем, не понимаю, к чему нам в московском правительстве татарское иго. Но, во всяком случае, на «Эхе Москвы» очень любят говорить о том, что, вот, нашу программу слушают, стенограммы ложатся на столы во всяких высоких кабинетах и так далее. Вот, я бы хотел сказать Сергею Собянину и, надеюсь, что он это прочтет, что если вы не хотите, господин Собянин, чтобы в очень скором времени вашего предшественника Юрия Лужкова стали бы в Москве вспоминать с тоской, нежностью и ностальгией, если вы не хотите, чтобы Москва превратилась в подобие Химкинского леса в масштабах МКАДа, то, пожалуйста, вот этого самого Эрнста Мавлютова, может быть, и тех, кто, собственно говоря, ему покровительствует – вот, отошлите их обратно в Татарстан, в Казань, и еще лучше куда-нибудь в Тундру, где они принесут наименьший вред. Потому что то, что эти ребята могут сделать в Москве...
Да, кстати, самое интересное. В той же Казани самый центр города, то есть центровее не бывает. То есть центральная улица на подходе к Казанскому Кремлю. Разруха. Стоит целый квартал совершенно разрушенных зданий, причем, явно каких-то симпатичных зданий. Вот, я спрашиваю у коренных жителей города Казани: «Что это такое?» Они говорят: «А это вот тут вот были такие шикарные гостиницы конца XIX – начала XX века в стиле модерн». Я спрашиваю: «А почему их не реставрируют?» «А потому, - говорят они, - что, как бы, это федеральная собственность или что-то в этом духе, охраняется государством. Их снести нельзя». Снести их нельзя, реставрировать их никто не хочет, поэтому они просто стоят и разрушаются. И все вокруг вот эти чиновнички ждут момента, когда какая-то комиссия скажет «Все, это окончательно разрушено, восстановлению не подлежит». И тут они все это быстро бульдозерами сравняют с землей и построят очередной, там скажем, Дворец татарстанской культуры или чего-нибудь еще.
Полную стенограмму беседы можно прочесть здесь www.echo.msk.ru/programs/personalno/748589-echo/