Казанцы экономят
«Если ситуация на валютном рынке привела к массовой закупке товаров, фиксируется повышенный спрос на автомобили, бытовую технику, электронику, товары длительного спроса, то в сфере общепита ситуация иная», - констатирует Иван Кузнецов, заместитель руководителя исполкома Казани. По словам чиновника, в отрасли - кризис. Держать ресторанный бизнес становится невыгодно, а то и убыточно.
На сайте бесплатных объявлений на продажу уже выставили почти 150 баров, кафе и ресторанов, то есть почти 8% от общего количества (всего в городе работает около 1700 заведений общепита).
Как отметил генеральный директор ресторанной группы O.F.S. Михаил Клопоух, рестораторы вынуждены снижать маржу из-за поднявшихся цен на продукты. Да и не у всех получается договориться с арендаторами о том, чтобы оставить плату на том же уровне. Заметно уменьшился и поток клиентов. Казанцы экономят деньги и отказывают себе в походах по ресторанам. По прогнозам Клопоуха, в скором времени произойдёт «очистка ресторанной индустрии». «Выплыть» в условиях кризиса смогут только те, кто грамотно справится с управлением бизнеса и снизит издержки.
Рестораторы попросили у властей города с целью поддержки рынка в ближайшие два года не вводить новых сборов и отдать привилегию продажи алкоголя в ночное время отелям и ресторанам. Иначе рынок может «просесть» так же, как и в Москве, - выручка сократится на 40%. На падение спроса, по словам Ивана Кузнецова, повлиял и запрет парковок в центре города.
Спасемся туризмом?
А вот мэр Казани Ильсур Метшин надеется на то, что выручка кафе и ресторанов увеличится за счёт внутреннего туризма. В этом году Казань приняла 1,7 млн туристов, то есть почти на 200 тыс. больше, чем во время Универсиады.
На зимние каникулы наполняемость отелей выше, чем в Санкт-Петербурге и Москве, заметил мэр. Тем более в этом году в связи с политической и экономической ситуацией казанцы не поехали за рубеж, а остались в городе, что должно дать дополнительный приток клиентов. Мэр призвал бороться за туристов. «Отдельных оазисов не будет, - заявил мэр. - Так же, как по всей России от Камчатки до Калининграда, Сочи и Мурманска температура разная, так и ситуация будет разной. Разным будет и падение турпотока. Те крохи, которые могут вылиться в хороший поток, в возможность продолжить бизнес, мы должны собрать».
Прощай, «Зара»?
Неутешительные прогнозы дают и крупные торговые центры.
По словам директора ТЦ «Южный» Лилии Ибатуллиной, многие бренды сократят поставку товаров, пересмотрят ассортимент, а то и вовсе уйдут с казанского рынка. Уже сейчас ритейлеры называют Казань не самым благоприятным городом для торговли, так как в городе недостаточно качественных торговых площадей. По объёму торговых площадок Казань занимает девятое место в топ-10.
В начале следующего года, как только ритейлеры привезут товары по новым ценам, спрос резко упадёт. Поэтому уже сейчас они требуют привязать аренду к товарообороту. Поскольку собственник не сможет выплачивать арендную плату в том же объёме, что и до кризиса, многие магазины вынуждены будут закрыться либо поднять цены на товары.
«Наступает рынок арендаторов, - резюмировала Лилия Ибатуллина. - Перед нами стоит задача: поддержать атмосферу шопинга и посещаемость магазинов. Выиграют гипер- и супермаркеты, ритейлеры с товарами местных производителей, розница низкого и среднего ценового сегмента и детские товары - на детях россияне не привыкли экономить».