«Мы сами виноваты в том, что мигрант стал стереотипно негативным персонажем, - говорит он. - Виноваты в том, что наши работодатели из-за дефицита кадров готовы взять всех без разбора. Мигрант думает: «Если меня и так берут, зачем изучать местные законы, язык, культуру?» Он тоже виноват, так как приезжает в Россию, как к себе домой, не понимая, что это уже давно другая страна».
«Деньги давай!»
- Маъруф Бобомуродович, как вы начали помогать мигрантам?
- В 1998 г. я участвовал в создании национальной культурной автономии таджиков в РТ. Я жил в Казани уже 10 лет, и земляки потянулись ко мне за советом. Слово «мигрант» только вошло в обиход. В начале 2000-х в РТ разрешения на работу имели всего 100 (!) граждан СНГ. Вначале мы помогали получить регистрацию и разрешение на работу, а затем стали мостиком между крупными заводами и иностранными работниками. К нам приходят те, кто хочет жить комфортно, а не в «резиновых» квартирах; трудиться легально, а не прятаться от проверок; получать приличную зарплату пусть даже за тяжёлую работу.
- Но стереотип другой: мигрант - чуть ли не ругательство…
- Мы виноваты в том, что бизнесмены, страдающие от дефицита рабочих рук, готовы брать всех без разбора. Мигранты тоже виноваты в том, что не понимают - Россия уже 22 года, как другая страна, и продолжают ехать сюда, как к себе домой. В головах таджикских школьников одно направление - на заработки в РФ. Жаль, что они поголовно станут рабочим классом. В Казани, например, им можно также учиться, расти, но… как только они приезжают сюда, им тут же звонят из дома - деньги давай! Будто тут купюры на деревьях растут!
- Уровень образования там и здесь отличается?
- Как небо и земля. Я родился в СССР, но, учась у русских учителей, до 10 класса не говорил по-русски. Знал стихи Пушкина, всё понимал, а говорить боялся. На «отлично» окончил матфак в Душанбе, а когда поступил в аспирантуру в Казани, понял, что по местным меркам я двоечник. Пришлось потрудиться, чтобы защитить диссертацию. Мои дети родились в Таджикистане, и когда в 2000 г. я перевёз их в Казань, они тоже не говорили по-русски. Кстати, в 2013 г. президент Таджикистана обратился к РФ с просьбой прислать 4000 учителей русского языка. Это бы помогло и нам, и им.
«Джамшуты» повсюду
- В конце марта в Казани прошёл митинг против упрощённого получения гражданства РФ. Откуда берутся такие настроения?
- Проблема получения гражданства в РТ стоит остро. Главный барьер - квота в 500 человек на получение разрешения на временное проживание. Конечно, есть те, кто получает гражданство ради будущей пенсии. Но есть и те, кто родился в России, во время распада Союза оказался «за границей», а теперь вернулся домой и обивает пороги миграционной службы. Нужно сделать исключения для коренных жителей РФ. Надеюсь, что на фоне присоединения Крыма эту проблему решат.
А настроения людей возникают от перекосов. Потому что, когда в РТ раскрывают преступление, то на весь мир кричат, что это сделал таджик, узбек или другой иностранец. Народ возмущён, почему мигрант нарушил закон? Но разве честно называть преступника именем целого народа? Из-за гадкого утёнка возникает межнациональная рознь.
- Но согласитесь, трудно не заметить, что за год в Казани два крупных ДТП с жертвами и пострадавшими произошли по вине водителей автобусов - мигрантов?
- Да, нарушитель виноват, но разве не виноват работодатель? Ведь он допустил его на должность без отбора, обучения и инструкций. Надо проверять не только навыки управления автобусом, но и уровень культуры. Признаюсь, я сам терпеть не могу ездить с водителями-земляками. Один сидит по телефону бесконечно болтает на своём языке да так громко, что пассажиры устают слушать. Почему шеф не запретит ему болтать за рулём? Почему не объяснит, что за это ему грозит увольнение? Да потому что на это место нет другого кандидата. Но ведь это не повод, чтобы брать первого встречного, кстати, на хорошо оплачиваемую работу.
Другой пример: за рулём автобуса сидит таджик с длинной бородой. Такой характерный персонаж с карикатуры про террориста-шахида. Я не выдержал: «Почему ты не бреешься? Ты же возишь местное население, которое иначе реагирует на твою бороду. Так приведи себя в порядок хотя бы из уважения к стране, которая дала тебе работу». Я не против бороды как таковой. Но зачем провоцировать неприязнь к себе?
- Помнится, профсоюзы Таджикистана хотели подать в суд на авторов сериала «Наша Раша» за собирательный образ гастарбайтеров Равшана и Джамшута. Вас эта пародия не обидела?
- Наоборот, я бы предложил сделать этих актёров заслуженными артистами Таджикистана за то, что они показали наши недостатки, не таджиков, а мигрантов вообще. Пародия для того и создана, чтобы быть выше неё. Но я вижу, что «джамшуты» повсюду. Недавно нанял таких ремонтников. Мы с ними на родном языке разговаривали, и я попросил: «Вот это без меня не режьте». Вернулся - уже отрезали! После этого я и похлеще сериал готов был снять!
- В связи с присоединением Крыма и желанием Приднестровья войти в состав России начались разговоры о воссоединении бывших союзных республик. По-вашему, это реально?
- Крым передал нам объединяющий порыв. Если речь пойдёт о каком-то союзе, например, таможенном, в который войдёт Таджикистан, я тоже буду рад. Но, по-моему, Россия упустила момент, чтобы объединить людей, которые душой были с ней. Во времена моей молодости дружба народов была не декларируемой, а настоящей. У народов бывшего Союза пока ещё общий менталитет. И пока границы открыты для мигрантов, мы будем помнить, что у нас общая история.