В сентябре у Нины Николаевны в первый класс должна пойти внучка. Родственники сомневаются, отдавать ли девочку в школу. Детей возит автобус, но останавливается слишком далеко. Чтобы добраться до дома, им нужно будет пройти около 6 (!) км. «У нас одна ученица уже ездит в соседнее село, - добавляет Нина Николаевна. - Автобус не всегда придерживается расписания, в морозы приходит с опозданием. А ребёнок ждёт на улице. Я сама училась в школе не у себя в деревне».
Республика несколько лет назад взяла курс на оптимизацию малокомплектных школ. Прежде чем закрыть школу, в селе рассчитывают количество учеников на пять лет вперёд. Если их оказывается мало, школу держать нерентабельно.
А ведь у школы в Старых Бирюлях будущее есть. По словам главы Чепчуговского сельского поселения Ильшата Зиганшина, в селе появилось много молодых семей.
Вместо учителя - компьютер
Есть и ещё один способ - дистанционное обучение. В 2010 году для внедрения проекта выбрали Мамадышский, Камско-Устьинский, Апастовский и Верхнеуслонский районы.
«Малокомплектные школы в сёлах - больной вопрос, - говорит Разиль Валеев, председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и нацвопросам. - С одной стороны, держать школу с одним учителем и шестью учениками дорого. И качество образования не всегда на должном уровне. С другой стороны, если закрыть такие школы, село становится бесперспективным. Да и для ребёнка это дополнительные трудности. В школу ходит один автобус. В начальных классах уроки заканчиваются в 11-12 часов, у ребят постарше - в 13-15. Что делать в это время детям? Конечно, в каждом селе своя ситуация. Но всё же школы нужно сохранять. Закрывать малокомплектную школу можно, только обеспечив дорогу, по которой поедет транспорт, и регулярное расписание автобусов, и самое главное - с согласия родителей.