Стены мастерской, работающей под руководством инженера Дамира Алтынбаева, увешаны проектами для многих уголков Казани: и реализованными, и теми, которые никогда не дождутся своего часа, потому что городу они не нужны.
Небольшой, но показательный пример. Творческий коллектив предлагал до Универсиады заменить старые тумбы напротив гостиницы «Казань» на Баумана.
- Хотели поставить 12 ротонд со светодиодной подсветкой, - говорит Дамир Алтынбаев. - На каждой четыре панели с фотографиями старого города, которые можно менять через два-три месяца. Красиво и познавательно! Но Игры прошли, ржавые тумбы остались.
Пустая набережная
Несколько лет назад в мастерской разрабатывали концепцию набережных, чтобы те были востребованы жителями и приносили доход городу. Речь не только о развлечениях, но и нужных Казани объектах. Так, в 2006 году появилась идея построить на Казанке (в овраге перед Фуксовским садиком) комплекс, состоящий из семиэтажного корпуса университета, концертного зала и парковки на 10 тысяч мест для тех, кто работает в центре. Созданная там развязка заставила бы активнее работать улицы Гоголя, Подлужную и Малую Красную. А здание, расположенное в низине, не нарушило бы исторический облик города.
Идея так и осталась на бумаге, зато на сайте известной проектной организации в 2011 году появился другой вариант парковки на том же месте. В интерпретации авторов машин там поместится меньше, а у Казанки вырастет многоэтажный очередной торгово-развлекательный центр, видимый издалека.
- Во многих городах, например, в Самаре, набережная - это километры пляжа, клубы под открытым небом, - объясняет Алтынбаев. - У нас её залили без инженерного канала, а это вода, электричество, канализация. Как организовать торговлю, если руки помыть негде? Мы делали сюжеты, предлагали разбить набережные на сегменты, защитили проекты на президиуме Академии наук. Например, у Кировской дамбы была идея создать площадку «Дружба народов» с ротондами для каждой диаспоры, где можно проводить праздники. У нас тишина, зато проект с руками оторвали башкиры, хотят сделать у себя.
Галерея с обманкой
Два проекта мастерской вошли и в транспортную стратегию до 2020 года, но и здесь вопросов много. Траволатор от вокзала до метро, который хотят построить над Булаком и ул. Московской, изначально был платной пешеходной галереей с торговыми точками. Её придумали, чтобы пассажиры шли с чемоданами к подземке напрямую, а не через несколько магистралей. Откуда же взялся траволатор? Оказывается, защищая проекты от плагиата, авторы всегда включают в эскизы обманки. В данном случае ею стала движущаяся дорожка, за которую и ухватились чиновники.
- Наш проект стоит 800 миллионов, если добавить траволатор, получается 1,2 миллиарда, - рассказывают в мастерской. - Делать его нецелесообразно. Представьте: люди заходят с улицы, в микродвигатели попадает грязь, песок. Механизм будет постоянно ломаться.
Разработчики предложили три канатные дороги. Две, чтобы соединить Квартал, где живут 250 тысяч человек, с центром города: от НКЦ в сторону «Татнефть Арены» (её и включили в программу) и от «Корстона» до нового стадиона. По расчётам только одна трасса с летающими над водой кабинками может заменить десятки автобусов. Третья дорога должна пройти через Волгу от ж/д вокзала до Верхнего Услона.
Однако в стратегии канатная дорога одна. Возможно, испугала цена вопроса - 750 млн руб. В проекте её цену опустили до… 360 млн руб. Какими математическими расчётами руководствовались чиновники, выводя итоговые суммы - непонятно.
- Владельцами дороги могут стать крупные компании, - говорит Дамир Алтынбаев. - Окупается она быстро. Мы заговорили о проекте в 2007 г. Идею перехватили в Нижнем Новгороде. Вложили 800 млн и за первый год вернули 140 млн. Сейчас увеличили мощность трассы, прибыль возрастёт до 300 млн в год.
В Казани строительство канатной дороги запланировано на 2017-2018 гг. При условии, что чиновники не передумают. Как бы не получилось так, что проекты с нереальными ценами так и не остались виртуальным…
А как у них?
Канатная дорога в Нижнем Новгороде открылась в начале 2012 года. Её пассажиры летят над водой 861,21 метра. Время в пути - 12 минут. Изначально стоимость билета была 50 рублей, потом цену подняли до 75.
В целом, горожанам нравится «канатка». Она помогает экономить время на дорогу с одного берега на другой. Многие нижегородцы отмечают снижение пробок на объездной магистрали.
Однако без проблем не обходилось. Особенно в первые месяцы работы нововведения. Однажды «канатка» остановилась над Волгой на 20 минут. Когда дорога включилась, то доставила пассажиров на берег на замедленной скорости. В итоге общее время, проведённое над водой, составило более полутора часов.