aif.ru counter
104

Укротить кредитора. Жители РТ научились выигрывать суды у банков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Татарстан 6 04/02/2014

Среди обращений в Роспотребнадзор по РТ 10% - жалобы на недобросовестное предоставление финансовых услуг. Как рассказала «АиФ-Казань» начальник отдела Ирина Ахметшина, за три года ведомство рассмотрело более 700 таких обращений, причём суды встают на сторону потребителя. Так, суды РТ удовлетворили уже более 120 исков на сумму около 14 млн руб., из которых 122 тыс. - компенсации морального вреда.

Как обыграть банк?

Вот несколько примеров из судебной практики Роспотребнадзора по РТ, связанной с нарушением оказания финансовых услуг. Как правило, речь идёт о включении в договор условий, от которых заёмщик не может отказаться. Положения ГК РФ и закона «О защите прав потребителей» позволяют через суд исключить эти пункты, ущемляющие интересы потребителя (смотрите ст. 428 ГК РФ и п. 2 информписьма президиума Высшего арбитражного суда РФ №147 от 13.09.2011 г.).

ДЕЛО № 1  Суд частично удовлетворил иск жителя РТ к ЗАО «Банк ВТБ». Истец требовал признать недействительными условия договора, определяющие, в какой очерёдности погашать долг по кредиту, а также сделать перерасчёт, отменить комиссию за участие в программе коллективного страхования (0,29% от суммы кредита) и компенсировать моральный вред. С банка в пользу потребителя взыскали около 22 тыс. руб., а штраф кредитора превысил 11 тыс. руб.

ДЕЛО № 2  Клиент ООО КБ «БНП Париба Восток» попытался, кроме всего вышеперечисленного, вернуть уплаченные проценты «за пользование чужими денежными средствами». Он выиграл суд, который взыскал в его пользу сумму уплаченной страховки, компенсации морального вреда, почтовых расходов и тех самых процентов за пользование финансами - в общем около 32 тыс. руб. Банк также заплатил штраф в 7,9 тыс. руб.

ДЕЛО № 3  Те же самые требования другой истец выставил к ЗАО «ДжиИ Мани Банк», включив также комиссию за ведение банковского счёта. Условия кредитного договора тоже признали недействительными, обязав банк вернуть заёмщику более 9,5 тыс. руб., а также компенсировать ему моральный вред и выплатить штраф - 2,6 тыс. руб.

Подкованный заёмщик

ПРАВИЛО № 1  Если вы не хотите оказаться в ловушке у кредитора, запомните несколько правил.Банк не может обязать вас страховать жизнь и здоровье (по Гражданскому кодексу РФ). Ведь кредитор может извлечь выгоду из страхования заёмщика, а значит навязывает услугу. Если в кредитном договоре идёт речь о страховке, то вы можете подать в суд.

ПРАВИЛО № 2  Если банк позволяет другой организации требовать у заёмщика долг, то он нарушает банковскую тайну. «Такую уступку права требования долга третьим лицам, не имеющим банковской лицензии, мы считаем незаконной, - подчёркивает Ирина Ахметшина. - Ведь банк раскрывает тайну об операциях, счетах и вкладах клиента. Если коллекторы требуют долг угрозами или другими незаконными методами, то мы передаём жалобы правоохранителям».

ПРАВИЛО № 3  Если вы вовремя не внесли платёж по кредиту, и банк начислил вам штраф, то вы не должны возвращать его в первую очередь. «Штрафы, пени и неустойки значительно увеличивают долг, потому что кредитор в нарушение ГК РФ сначала списывает именно их, - объясняет Ирина Ахметшина. - Если вы вносите платёж не по графику, то вашими деньгами (если нет иного соглашения) должны погашать сначала прошлые платежи, затем проценты и далее основную сумму долга. Иначе сократить сумму долга поможет суд».

ПРАВИЛО № 4  Внимательно читайте условия кредитного договора. Обязательно проверяйте, чтобы проценты начисляли только на сумму кредита, без учёта различных комиссий. Незаконны комиссии за снятие или внесение наличных, за выписку по остатку долга и др. Если вы заметили нарушения, не забудьте, что банк можно привлечь к ответственности в течение двух месяцев.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 7 читаемых

Самое интересное в регионах