18 ноября, как и в вечер воскресенья, в Казани был сильный ветер. Только вместо дождя утром пошел снег. От этого небо над Казанью казалось особенно тихим и хмурым, возможно от того, что неспокойно было на душе и у жителей города.
Во всех храмах Татарстана прошли панихиды
Траурные мероприятия начались в столице Татарстана еще в день катастрофы.
Вечером 17 ноября панихиды по погибшим в авиакатастрофе прошли в Казанской духовной семинарии, а в аэропорт стекались люди с цветами в руках.
В черный понедельник богослужения во всех храмах республики начались в 7.00. Митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий призвал всех священников и мирян оказать духовную и материальную помощь семьям пострадавших, а также вознести свои молитвы о даровании сил, крепости душ и телес всем родственникам погибших в этой трагедии.
Цветы и игрушки в память о погибших
Уже с утра в международный аэропорт столицы Татарстана в память о пассажирах и членах экипажа рейса U 363 «Домодедово – Казань несли цветы. Небольшой импровизированный мемориал памяти устроили рядом с Терминалом-2.
Накануне вечером казанцы ехали сюда, чтобы встретить родных и отвезти домой, но увидеться с любимыми так и не смогли. С надеждой, что отец, брат или сестра могли пропустить рейс, вчитывались они в список, вывешенный у входа, и, не веря глазам, отворачивались, найдя родное имя.
Четное количество красных гвоздик начали приносить к аэропорту уже через несколько часов после катастрофы. Казанцы ехали в аэропорт, находящийся в 26 км от города, с желанием разделить горе людей.
«Мой брат почти каждый день летает в Москву по работе. Узнав о трагедии, я сразу кинулась звонить ему и услышав родной голос в трубке, зарыдала. На месте этих пятидесяти человек, мог оказаться любой из нас», - признается Гульназ Сафиуллина, оставляя цветы около списка погибших.
Подруга Гульназ Ольга Кириенкова говорит, что отремонтированный и построенный к Универсиаде аэропорт, казался ей очень надежным. «Сколько проверок прошли самолеты в преддверии студенческих игр, - объясняет она. - Я до сих пор не верю, что такое произошло в Казани».
18 ноября к аэропорту также начали приносить и игрушки. Известно, что в числе погибших двое детей – девочки 11 и 15 лет. Одна из них Дарья Арташева – приемная дочь известного спортивного комментатора Романа Скворцова. У телеведущего в катастрофе также погибла жена.
В мечетях читали Коран
К 11.00 в одну из самых старейших мечетей Казани - Аль-Марджани (построена 1766-1770 годах на средства прихожан по личному разрешению Екатерины II – прим. автора) начали сходиться мужчины: среди них и были и школьники, и те, кто могли передвигаться только с тростью. Мусульмане разувались и проходили в молельную комнату, усаживались рядами на ковер. Вскоре начался траурный намаз.
«Я хожу в другую мечеть каждый день, а в Аль-Марджани пришел для того, чтобы разделить горе горожан и помолиться за погибших. Вложил в молитву всю скорбь и боль, накопившуюся в сердце. Прошу Всевышнего простить грехи умерших в аэропорту и принять их в рай», - признается 20-летний студент Российского исламского университета Ильяс Сабиров.
Студентов данного ученого заведения 18 ноября освободили от учебы, но вместо того, чтобы отдыхать, всей группой молодые люди пришли молиться.
«В мечети я чувствую, что Бог с нами, - прикладывает руку к сердцу Ильяс и добавляет, что в злополучном «Боинге-737» был и его троюродный брат Айрат Садрутдинов. - Вчера я созванивался с родственниками и старался их утешить».
Во всех мечетях Татарстана сегодня проводятся коллективные молитвы, а в Аль-Марджани от корки до корки прочитали Коран (в среднем Коран сотоит из 300 - 600 книжных страниц). «Все мы вышли от Аллаха и вернемся к нему. Это судьба и от нее нельзя было убежать, - говорит глава мусульман республики Камиль Самигуллин. – Это испытание, которые мы все должны пройти. Сейчас представители Духовного управления мусульман оказывают помощь родственникам погибших в морге».
Опознали двоих погибших из пятидесяти
В День траура в Казани началась процедура опознания погибших. Целый день родственники пассажиров и экипажа самолета провели около здания республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы.
«У меня погибла сноха – Инна Гарифуллина, которая работала бортпроводницей, - говорит 68-летняя
Таисия Шмагина, - Ей было 42 года. Мой сын и 15-летняя внучка (дочь Инны) не смогли прийти, так как находятся в тяжелом подавленном состоянии».Близких погибших разместили в холле Центра ядерной медицины. Здесь с ними работали медики, психологи, представители православной церкви и Духовного управления мусульман, сотрудники миграционной службы, управления ЗАГС и социальные работники.
Глава пресс-службы МЧС по региону уточнил, что специалисты выясняют степень родства с погибшими, собирают документы с информацией об их стоматологической формуле, выясняют, во что был одет человек, есть ли у него отличительные признаки на теле. Родственники сдают два анализа на ДНК.
Опознание, изначально запланированное на 12.00, началось только во второй половине дня, около 15.30. На данный момент из пятидесяти погибших на борту опознали только двоих.
Процедура идентификации может продлиться несколько недель. О результатах родственникам сообщат по телефону.
Татарстанцы сдают билеты на самолет и покупают на поезд
Крушение боинга авиакомпании «Татарстан» заставило жителей региона пересмотреть планы по поездкам.
Вечером 17 ноября было объявлено, что в Казанском аэропорту отменяют все рейсы до 12.00, а затем открыть аэропорт планировали в 14.00.
После возобновление полетов отложили до 18.00. По последним данным, аэропорт начал принимать и отправлять рейсы.
Между тем, некоторые татарстанцы начали сдавать свои билеты на самолет и покупать на поезд.
В одном из туристических агенств Набережных Челнов девушка категорически отказалась лететь самолетом авиакомпании «Татарстан» и попросила поменять купленный ранее билет на другой рейс.
Вечером 18 ноября в Казани прошел митинг в память о пассажирах и экипаже рейса U 363 «Домодедово – Казань».