Примерное время чтения: 7 минут
261

Дело мастера. Как выпускнику помочь выбрать профессию

На этот непростой для родителей вопрос отвечает Лариса Журавлева, начальник отдела профессионального обучения и профориентации Альметьевского центра занятости. В 2015 году министерство труда, занятости и социальной защиты Татарстана наградило это учреждение званием  «Лучший центр занятости  населения РТ-2015».

– Когда должна начаться профориентационная работа со школьником, чтобы заложить основы для успешного профессионального пути?

– Многие папы и мамы считают, что за пару лет до выпускного. Но не всегда этого времени бывает достаточно для подготовки к поступлению. Совсем не редкость, когда 11-классники не знают, куда пойдут после окончания школы, а это для них большой стресс. Как выясняется, детям не хватает знаний о профессиях, и потому работу нужно проводить и в младшей, и в средней, и в старшей школе, и даже с дошкольниками.

– Каких специалистов не хватает сегодня на рынке труда, а кому сложнее найти работу?

– Инженеров и квалифицированных рабочих, это тенденция последних лет. Открыто множество вакансий электрогазосварщиков, электромонтеров, слесарей контрольно-измерительных приборов и автоматики, машинистов спецтехники.

Слова, что в стране перепроизводство юристов и экономистов, уже стали банальностью, но ситуация в корне не изменилась  – родители по-прежнему отправляют учиться по этим направлениям. Папы и мамы мечтают о «корочке» – высшем образовании. А при избытке тех же юристов работодатель начинает капризничать, искать претендентов с опытом, и  многие выпускники просто не могут начать работать по специальности. Кроме выбора невостребованных специальностей, еще одна распространенная ошибка родителей – желание обучать тому, к чему у школьника совершенно не лежит душа. Обучение – дорогая вещь, и тем более обидно, когда эти деньги оказываются выброшенными на ветер.

– С каким предубеждением самих ребят приходиться сталкиваться?

– Сегодня  многие школьники ориентированы на высокую зарплату и только на нее. Но они не понимают, что если работа совершенно не по душе, раздражает, то высокий оклад часто не помогает удержаться на рабочем месте.

Фото: министерство труда и соцзащиты РТ

- Какие мифы о рабочих специальностях существуют?

- Атмосфера на рабочем месте и характер труда: сегодня они далеки от традиционных представлений. Чистые цеха, хорошо оборудованные рабочие места, и, конечно, интеллектуализация труда. Чтобы управлять станками с программным управлением, нужны и креативные способности.

– А если выпускник честолюбив?

– Легче преуспеть в отрасли, изучая профессию с азов. Если человеку интересно, он «горит», то карьерный рост не заставит себя долго ждать. Кстати, многие вузы одновременно с высшим образованием дают вторую специальность – рабочую, как, например, Альметьевский нефтяной институт.

Кроме того, центры занятости  бесплатно обучают  рабочим и инженерным специальностям тех, кто не может трудоустроиться. К примеру, у нашего  центра договор с Центром подготовки кадров «Татнефти».

 - В прошлом году ваш центр занятости охватил профориентационной работой больше 6 тысяч детей Альметьевска и Альметьевского района, а в 2014 году – около 10 тысяч. Цифры впечатляют. А каковы методы?

 - Это психологические тесты, выявляющие интересы, способности, и информирование о рынке труда, конкурсы творческих работ, мультфильмы, игровые программы  с пользованием современных средств. Центр располагает мобильным центром занятости - микроавтобусом  с двумя рабочими местами, компьютерами, принтером. Это позволяет выявить склонность к той или иной профессии и получить результат на руки.

 

Планируем закупить пока еще только разрабатываемую новую компьютеризированную игру, которая рассказывает о профессиях, а в конце проводит скрытое тестирование.

Но основная форма работы – групповая. По опыту мы видим, что дети на слух хуже воспринимают информацию, чем на практике, во взаимодействии друг с другом. Разумеется, дети любят новые, неожиданные методы.

С профориентационной работой сотрудники нашего центра выезжают в школы. Но  ее цель – еще и пробудить интерес, стимулировать ребят самостоятельно искать информацию о профессии.

- Знакомство ребят с рабочими  и инженерными специальностями - одна из главных задач Альметьевского центра занятости. Какие мероприятия особенно запомнились школьникам?

- В прошлом году центр выиграл конкурс на создание антикафе «Профориентация от А до Я». На занятия в нем приглашали Сергея Самгина, сварщика труб на стане АО «Альметьевский трубный завод». Он обладатель медали-ордена 2 степени «За заслуги перед Отечеством» и человек, который и на пенсии продолжает трудиться, потому что ему по-прежнему интересно.  Он рассказывал ребятам о своей работе.

А на мастер-класс по робототехнике приезжали специалисты КНИТУ-КАИ. Детей поразило, что они своими руками могут собрать радиоуправляемого робота, запрограммировать его работу и даже устроить гонки.

Центр подготовки кадров «Татнефть» демонстрирует труд специалистов вживую. К примеру, привезли электрогазосварочное оборудование (тренажер) и продемонстрировали, как все это работает.

- Какой совет напоследок хочется дать мамам и папам?

- Если вы сомневаетесь в  разумности выбора профессии вашим ребенком или не можете выяснить его предпочтения, можете прийти  к школьному психологу – вместе или отдельно. И, разумеется, к профориентатору своего центра занятости. Здесь всегда вас ждут.

Подготовлено при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах