Примерное время чтения: 6 минут
566

Казань 125 лет назад и сейчас: проблемы всё те же

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. АиФ-Татарстан 1-2 10/01/2014
Фото из коллекции Абдуллы Дубина / АиФ-Казань

О застройке

Михаил Пинегин: «Топографические условия Казани… таковы, что не позволяют городу без опасности затопления весной разрастаться во всех других направлениях, кроме восточного, иначе говоря, - кроме того холма, на котором находится центральная и лучшая часть города. Но в восточном направлении городская земля… застроена почти вплоть до предельной черты. Отсюда следует, что казанцы должны особенно дорожить землёю и, вероятно, будут со временем строиться очень тесно, а вместе с тем, по благому примеру голланд­цев, будут энергично отвоёвывать себе землю у воды, осушая болота, засыпая озёра и преграждая плотинами доступ к весенним разливам».

«АиФ-Казань»: Земли Казани действительно оказалось мало. Строители решили не мелочиться и засыпать часть Волги. В 2013 г. экологи продолжили выступать против строительства платной дороги от речпорта до Займища. Как утверждают жители посёлка, здесь уже засыпали пляж. Работают бульдозеры и тракторы: привозят камень, грунт, песок и создают новые земельные участки прямо на реке. Экологи уверяют, если такую дорогу проложат, то от Волги останутся протоки, которым грозит застой и обмеление.

О благоустройстве

 «…в Булак сливается множество нечистот, главным образом из нескольких бань… Оттого этот канал, точнее – открытая клоака, имеет гнилое дно, покрытое множеством луж вонючей жидкости… Ввиду этого вопрос об изменении современной роли Булака должен быть поставлен на первую очередь в ряду дел городского общественного управления; давно пора бы удовлетворить общие и совершенно основательные жалобы на громадный и несомненный вред испарений и загрязнения почвы Булака. <…> …хотя думою и было определено, в 1887 году, 1500 рублей на очистку Булака и устройство берегов Кабана, однако лишь нынче были произведены некоторые работы и то направленные преимущественно к украшению берегов озера».

«АиФ-Казань»: И вот в первый день лета 2013 г. казанцам представили обновлённый Булак. На берегах протоки постелили газоны и высадили 374 тополя. Кроме того, в воде установили 22 фонтана с подсветкой. Добавили ночное освещение оснований мостов, обновили ограждение протоки. А главное во время благоустройства с протоки вывезли свыше 1100 (!) цистерн грязи - палки, мусор, металл… Говорят, здесь даже рыба появилась, а осенью Булак облюбовали утки.

О языке

Михаил Пинегин: «К сожалению, мусульманский фанатизм, поддерживаемый муллами, препятствует татарам взглянуть правильно на дело: в обучении детей русской грамоте они усматривают желание правительства обратить их в христианство и потому с недоверием относятся к открытым министерством школам; татары ещё не могут понять той простой мысли, что учиться русскому языку можно без всякого отношения к религии; чтобы стать истинными членами государственного организма, татары должны же знать язык своего государства и учиться его грамотности в видах разной потребности общественной жизни».

«АиФ-Казань»: В конце декабря 2013 г. Энгель Фаттахов, глава минобрнауки РТ, поставил перед детсадами задачу: обучать малышей и русскому, и татарскому языкам. Ведь с 2014 г. дошкольное образование стало первой ступенью общего, так что знания двух госязыков ребятам будут прививать уже на этом этапе. Остаётся только догадываться, как отреагируют на это нововведение родители?

О железной дороге 

Михаил Пинегин: «Упадок Казани в торгово-промышленном отношении, обеднение её жителей… - всё это объясняется тем, что эти местности лишены возможности пользоваться теми громадными экономическими выгодами, которые доставляются железными дорогами.<…> …продолжение Высочайше утверждённой сибирской магистрали через Казань-Екатеринбург очень выгодно в стратегическом отношении, так как в этом случае дорога прорежет край… <…> Город, земство, дворянство неустанно в продолжение нескольких лет ходатайствуют о железной дороге, считая её вопросом будущего благосостояния Казани и её губернии. Однако, несмотря на всю очевидную выгоду и преимущество отстаиваемых казанцами линий Сибирской железной дороги; железной дороги на Казань нет до сих пор, даже не предвидится, по крайней мере, в близком и более или менее определённом будущем…».

«АиФ-Казань»: Около 120 лет прошло с тех пор, как в Казани появилась-таки железная дорога. Но теперь городу и её мало. А доводы всё те же. «Разрабатывается проект высокоскоростной ж/д магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург», - отметил в конце декабря 2013 г. Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета РТ. – Упускать такой проект только потому, что чью-то дачу могут снести, будет близоруко и неправильно по отношению к продвинутым татарстанцам. Есть много вариантов. Даже такие, что обходят частные участки поверху – по эстакаде. Самое главное – чтобы после Н. Новгорода эту линию довели до Казани. Это же миллиардные инвестиции в экономку РТ. Это не только сокращение пути пребывания в дороге. Это технический прогресс, использование нанотехнологий в строительстве, новые локомотивы, тысячи рабочих мест, развитие бизнеса на пути следования поезда».

О горожанах

Михаил Пинегин: «…таких годов, когда население Казани вдруг убывало, можно насчитать всего только 4 во весь период с 1858 – 1883 год. В последнем году население Казани достигло высшего предела, …именно 140726 человек; после этого вот уже 5 лет, как население Казани убывает и притом довольно быстро: с 1883 по 1888 год убыло 7518 человек. Принимая во внимание, что в 1888 году из состава казанского населения убыло до 4778 человек военных, мы получим, что убыль из всех других сословий населения, более постоянного, чем военное, равняется 2740 человекам. …другими словами, в последнее пятилетие в Казани из каждой тысячи жителей ежегодно убывало по 4 человека. Таким образом, если предположить, что убыль населения будет происходить и далее в том же размере, то Казань через 250 лет лишится всех своих жителей».

«АиФ-Казань»: Минула половина срока, и население города превысило 1,1 млн человек - выросло более чем в восемь раз. Возросла и смертность. По данным управления ЗАГС при кабмине РТ, за 10 месяцев 2013 г. умерли 11245 казанцев, или более 9 человек на тысячу населения. Но зато Казань идёт на рекорд рождаемости. Так, в первом полугодии 2013 г. столица РТ опередила Уфу, Н. Новгород, Пермь и Самару, зарегистрировав 10210 новорождённых. Как рассказал  Ильсур Метшин, мэр Казани, за год родилось на 7000 человек больше, чем умерло. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах