aif.ru counter
214

Под знаком «Дружбы». Как прокладывали первые нефтяные магистрали?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Татарстан 15/03/2017

Вместе они осваивали экс­плуатацию новых нефтепроводов, в том числе известного на весь мир нефтепровода «Дружба», а заодно сдружились коллективами.

На тысячи километров

Задачу, как доставлять «чёрное золото» на заводы, начали решать в 1948 году, когда из скважины у д. Тимяшево (ныне в Лениногорском районе) забил нефтяной фонтан. Сначала на дальние расстояния её перевозили поездами, а к станции подходили нефтепроводы. Первый из них был длиной всего 27 км - от Шугуровского месторождения до станции Клявлино. Строили его всем миром - местные жители рыли траншеи, чистили трубы. Вскоре для его обслуживания создали Татарскую нефтепроводную контору, которой передали нефтепровод «Байтуган - Клявлино» и Ульяновскую перевалочную нефтебазу.

С ростом добычи «чёрного золота» увеличивалась и длина трубопроводов. К 1954 году их протяжённость достигла 350 км. Нефтепровод «Ромашкино - Куйбышев» вёл от Ромашкинского месторождения напрямую к Новокуйбышевскому заводу, а это 250 км. Ещё через год длина нефтепроводов достигла 700 км. Множились и нефтеперекачивающие станции (НПС). В 1957 году построили первую нитку «Альметьевск - Горький». 
Чтобы управлять этим хозяйством, тогда же создали Ромашкинское и Альметьевское районные нефтепроводные управления (РНУ).

Руководство Альметьевского управления доверили фронтовику Борису Павлову, которого звали основателем «школы неф­тепроводчиков» в Клявлино (он был первым начальником Татарской нефтепроводной конторы). В это сложное время становления нефтепроводной отрасли в регионе они работали бок о бок с Николаем Братских, который 30 лет возглавлял Ромашкинское управление.
При них, в начале 1960-х, строили трансъевропейский магистральный нефтепровод «Дружба», который протянулся по стране на 4,6 тыс. км. Со дня пуска нефтепровода на нефтеперекачивающей станции «Калейкино» сохранилась табличка с надписью: «4 ноября 1964 года отсюда начала свой бег татарская нефть во имя мира и дружбы». В 1970-х объёмы перекачки «чёрного золота» достигли 100 млн тонн в год.

Твёрдая закалка

Ветераны отрасли вспоминали, что 1970-80-е были трудными. Нефтепроводы строили быстро, но с техникой были проблемы. Илдус Мифтахов, который 24 года был начальником Альметьевского управления, рассказывал, как под новый 1975 год случилась авария на одном из нефтепроводов. Для её устранения пришлось просить экскаватор в соседнем совхозе. Сегодня такие аварии невозможны, так как состояние трубопроводов контролируют в автоматическом режиме.

Систематически повышать надёжность трубопроводов начали в 1990-х. К тому времени уже появилась внутритрубная диагностика. Александр Миссингер, тогда был замначальника отдела Ромашкинского управления, вспоминал, как за два-три года устранили все дефектные участки. Такая работа сплотила и закалила коллективы обоих РНУ. Подобные объёмы работ теперь сложно представить, ведь в нефтепроводной системе сложилась практика планового ремонта, выполняются комплексные программы строительства, капремонта, реконструкции и технического перевооружения.

Сегодня «ромашкинцы» принимают нефть из Татарстана, Удмуртии, Башкортостана, а также Западной Сибири и перекачивают её на запад страны и за рубеж. «Альметьевцы» обслуживают крупные магистрали, среди них и участок трансконтинентального нефтепровода «Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск», по которому нефть экспортируют из Сибири.

К 60-летию оба районных неф­тепроводных управления АО «Транснефть-Прикамье» подошли с весомым багажом опыта в решении производственных задач, крепкой технической базой, а главное - с дружной командой нефтепроводчиков.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах