
Вместе они осваивали эксплуатацию новых нефтепроводов, в том числе известного на весь мир нефтепровода «Дружба», а заодно сдружились коллективами.
На тысячи километров
Задачу, как доставлять «чёрное золото» на заводы, начали решать в 1948 году, когда из скважины у д. Тимяшево (ныне в Лениногорском районе) забил нефтяной фонтан. Сначала на дальние расстояния её перевозили поездами, а к станции подходили нефтепроводы. Первый из них был длиной всего 27 км - от Шугуровского месторождения до станции Клявлино. Строили его всем миром - местные жители рыли траншеи, чистили трубы. Вскоре для его обслуживания создали Татарскую нефтепроводную контору, которой передали нефтепровод «Байтуган - Клявлино» и Ульяновскую перевалочную нефтебазу.
С ростом добычи «чёрного золота» увеличивалась и длина трубопроводов. К 1954 году их протяжённость достигла 350 км. Нефтепровод «Ромашкино - Куйбышев» вёл от Ромашкинского месторождения напрямую к Новокуйбышевскому заводу, а это 250 км. Ещё через год длина нефтепроводов достигла 700 км. Множились и нефтеперекачивающие станции (НПС). В 1957 году построили первую нитку «Альметьевск - Горький».
Чтобы управлять этим хозяйством, тогда же создали Ромашкинское и Альметьевское районные нефтепроводные управления (РНУ).
Руководство Альметьевского управления доверили фронтовику Борису Павлову, которого звали основателем «школы нефтепроводчиков» в Клявлино (он был первым начальником Татарской нефтепроводной конторы). В это сложное время становления нефтепроводной отрасли в регионе они работали бок о бок с Николаем Братских, который 30 лет возглавлял Ромашкинское управление.
При них, в начале 1960-х, строили трансъевропейский магистральный нефтепровод «Дружба», который протянулся по стране на 4,6 тыс. км. Со дня пуска нефтепровода на нефтеперекачивающей станции «Калейкино» сохранилась табличка с надписью: «4 ноября 1964 года отсюда начала свой бег татарская нефть во имя мира и дружбы». В 1970-х объёмы перекачки «чёрного золота» достигли 100 млн тонн в год.
Твёрдая закалка
Ветераны отрасли вспоминали, что 1970-80-е были трудными. Нефтепроводы строили быстро, но с техникой были проблемы. Илдус Мифтахов, который 24 года был начальником Альметьевского управления, рассказывал, как под новый 1975 год случилась авария на одном из нефтепроводов. Для её устранения пришлось просить экскаватор в соседнем совхозе. Сегодня такие аварии невозможны, так как состояние трубопроводов контролируют в автоматическом режиме.
Систематически повышать надёжность трубопроводов начали в 1990-х. К тому времени уже появилась внутритрубная диагностика. Александр Миссингер, тогда был замначальника отдела Ромашкинского управления, вспоминал, как за два-три года устранили все дефектные участки. Такая работа сплотила и закалила коллективы обоих РНУ. Подобные объёмы работ теперь сложно представить, ведь в нефтепроводной системе сложилась практика планового ремонта, выполняются комплексные программы строительства, капремонта, реконструкции и технического перевооружения.
Сегодня «ромашкинцы» принимают нефть из Татарстана, Удмуртии, Башкортостана, а также Западной Сибири и перекачивают её на запад страны и за рубеж. «Альметьевцы» обслуживают крупные магистрали, среди них и участок трансконтинентального нефтепровода «Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск», по которому нефть экспортируют из Сибири.
К 60-летию оба районных нефтепроводных управления АО «Транснефть-Прикамье» подошли с весомым багажом опыта в решении производственных задач, крепкой технической базой, а главное - с дружной командой нефтепроводчиков.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть