С новой «начинкой»
Соглашение о возрождении производства Ту-160 на Казанском авиазаводе подписали Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и правительство РТ. До 2020 года завод ждёт модернизация 40% оборудования цехов основных производств: агрегатно-сборочного, заготовительно-штамповочного и др. Уже в конце года обещают построить ангары на аэродроме.
«Проект восстановления Ту-160 в Казани колоссальный, - отметил Юрий Слюсарь, президент ОАК. - Здесь будут производить значительную часть самолёта, осуществлять финальную сборку, проводить испытания. Мы получим новый завод, выпускающий до трёх машин Ту-160 в год».
Модернизированный Ту-160М сохранит внешний облик, но получит новую бортовую радиоэлектронику.
Для производства Ту-160 потребуется около 1500 сотрудников. Есть ли в РТ такие кадры?
«Быстро подготовить специалистов нельзя, - считает Сергей Михайлов, проректор по научной инновационной деятельности КНИТУ-КАИ. - КАЗу потребуются инженеры-технологи, мастера сборочных и заготовительно-штамповочных производств. Рабочих могут принять из смежных отраслей. Но в авиапроме своя специфика, так что все специальности не заменить. Для подготовки кадров, во-первых, нужно увеличить приём на бюджетные места, которые лимитированы. Вопрос кадрового обеспечения предприятия нужно выделить в подпрограмму нацпроекта. Во-вторых, позаботиться о повышении квалификации имеющегося персонала. В-третьих, создать условия для притока молодых специалистов - зарплата, соцполитика, перспективы роста».
Общими усилиями
Для выпуска Ту-160 в СССР применяли кооперацию: крылья и мотоотсеки делали в Воронеже, оперение и воздухозаборники - в Иркутске, шасси - в Куйбышеве. Вот и сейчас над проектом будет работать кооперация из других заводов ОАК. Хотят задействовать и около 20 предприятий РТ - поставщиков комплектующих, среди которых КАМАЗ, вертолётный завод, заводы радиоэлектроники. Тем не менее многие сомневаются, можно ли реализовать такой масштабный проект за четыре года. Вспоминается проект возрождения Ан-70, о котором громко заявили в 2012 году и так же скоро забыли…
«Руководство страны говорит о необходимости развития сил ядерного сдерживания, и решение этой задачи зависит от того, удастся ли в кратчайшие сроки восстановить производство самолётов, - говорит Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт». - При таких стартовых условиях вероятность своевременного выполнения планов по модернизации производства и запуску техники велика. Серьёзные наработки по комплектующим и различным агрегатам уже есть. Так, по двигателям программа была запущена даже раньше, чем в печати заговорили о Ту-160М2, - три года назад. Я уверен, что планы ОАК по модернизации производства конкретны. Что касается рамочного соглашения с правительством РТ, то оно лишь задаёт направление, а детали, сроки ещё предстоит проработать».