Примерное время чтения: 8 минут
327

Аутсайдеры инноваций: ждать ли Татарстану 4-й промышленной революции?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Татарстан 25/10/2017
Комплекс по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида.
Комплекс по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида. / Равиль Гильманов / Татмедиа

В сентябре в послании Госсовету РТ президент Татарстана говорил, что республика перешла на новую стадию развития, повернулась к цифровой экономике, упоминал, что «блокчейн», «бигдэйт» и искусственный интеллект стали реальностью сегодняшнего дня. А уже 16 октября на совещании о ходе реализации стратегии «Татарстан-2030» признал, что республика, наверное, ещё и третью промышленную революцию до конца не преодолела: «Какая нам четвёртая, если у нас износ основных фондов по некоторым направлениям 60-80%, когда мы работаем на 50-летних станках?»

Денег нет, держитесь!

Напомним, стратегия «Татарстан-2030» предполагала три варианта развития - инерционный, базовый и оптимистический. По данным минэкономики РТ, два года реализации плана показали, что он идёт по базовому сценарию. То есть экономика ещё не дошла до четвёртого уклада - так называемой современной экономики, но она развивается. Правда, в условиях ограниченных ресурсов. Об одном из таких тормозов для четвёртой промреволюции в республике - ограниченному доступу к капиталу и инвестициям - и говорил президент РТ Рустам Минниханов. «Какую модернизацию можно проводить, если в сфере машиностроения и энергетики рентабельность всего 7-8%?» - подчеркнул он. По его мнению, нужно перенимать опыт турецких и китайских коллег, создавать механизмы доступа к капиталу, помочь новым производствам инфраструктурой.

Татарстану есть чем похвастать по последнему пункту. В Елабуге работает особая экономическая зона, в Набережных Челнах создали территорию опережающего экономического развития, есть 63 муниципальные пром­площадки. Но даже министр экономики РТ Артём Здунов на днях признал - большинство предприятий не используют в работе высокие технологии и даже не знают о них.

Работают по старинке

Это, впрочем, проблема федерального масштаба. Промпредприятия вовремя не нашли инвестиций на развитие, упустили момент, а теперь, когда их пытаются настроить на цифровизацию, уже не могут «наложить» новые технологии на свою устаревшую базу.

Казанскому пороховому заводу более 200 лет, и некоторые цеха до сих пор работают по технологиям царской России. По данным Приволжского управления Ростехнадзора, у всех зданий предприятия (а их 127) вышел срок эксплуатации. Средний износ оборудования достиг 90%. 

На заводе имени Горького в Зеленодольске тоже работают в цехах XIX века, хотя продукцию судостроители продают за рубеж. «Оборудование, конечно, на заводе не немецкое трофейное, как иногда говорят, но в основном XX века, - рассказывает рабочий Антон. - А вот у сборщиков-достройщиков инструмент уже современный, импортный. Но не в оборудовании дело, а в организации производства. Почему на заводе в Нижнем Новгороде танкеры «река-море» пекут как пирожки, а у нас счёт на единицы? Мы бы тоже могли больше успевать и на тех станках, что имеем. Мешает штурмовщина, когда надо к сроку сдать и неважно как».

Старое оборудование на новое меняют и на КАМАЗе. «На нашем заводе обновление оборудования и рабочих программ происходит периодически, - говорит инженер-технолог завода двигателей КАМАЗа Анвар. - Токарные и фрезерные станки пусть и не самые новые, но на ответственных участках применяется современная техника. На других заводах оборудование, может быть, не такое современное, но и не устаревшее».

К примеру, в 2017 году новые роботы появились в цехе сварки-сборки кабин прессово-рамного завода. Эти машины сваривают высокие крыши грузовиков. Они заменили роботов, которые прослужили 28 лет. Получилось, что на смену первому поколению роботов сразу пришло четвёртое поколение с производительностью в пять раз выше.

 

Сам себе инвестор

Увы, так легко перескочить через две ступени в оснащении большинства промпредприятий Татарстана без огромных вложений не удастся. Предприятия республики будут участвовать в федеральных дорожных картах, цель которых - четвёртая промышленная революция. Так, например, развитие КАМАЗа запланировано в рамках дорожной карты «Автонет», цель которой - развитие рынка беспилотных автомобилей и авто с интеллектуальными системами. А в карте «Аэронет», которая должна к 2035 году сделать российские беспилотные авиасистемы и малые космические аппараты лидерами мирового рынка, участвует «Опытно-конструкторское бюро имени М. Симонова» из Казани.

Министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов призывает производственников ориентироваться на такие тренды развития экономики, как интернет вещей, когда производитель по чипу на продукции может отследить её судьбу - кому продали товар, где им пользуются. А ещё стремиться к цифровизации или созданию «умных фабрик», где станки и роботы сами принимают решения, а также к персонификации - конвейерному производству товаров по индивидуальным заказам.

Но для этого республиканским производителям нужно перестать навёрстывать упущенное, латая изношенное оборудование, и начать массово внедрять отечественные наукоёмкие технологии. Пока же доля инвестиций в такие исследования и разработки в Татарстане даже ниже, чем в среднем по стране - 0,89% от внутреннего валового продукта (в РФ - 1,13%, план - 2%). Да и объём иностранных инвестиций в экономику республики в 2016 году снизился на 20%.

За два года Фонд развития промышленности предоставил 13 предприятиям РТ займы на общую сумму более 3,8 млрд руб. Деньги пошли на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или импортозамещающих производств в Елабуге, Набережных Челнах, Казани, Нижнекамске, а также Лаишевском районе. Также 14 предприятиям выделили более 481 млн руб. субсидий на уплату процентов по кредитам, взятым на новые проекты. Выходит, главная надежда - на собственные средства предприятий, кредиты и помощь государства.

Определитесь с приоритетами!

Вадим Хоменко, вице-президент Академии наук РТ, доктор экономических наук:

«Колоссальный износ средств производства в России и Татарстане не даёт нам приблизиться к четвёртой технологической революции. Для капитального изменения индустриального ландшафта - не просто для роста, а качественного скачка - необходимы массовые финансовые вливания. Это невозможно сделать для всей промышленности, значит, нужно выбрать приоритеты, где нужно провести не модернизацию, а переоснащение. Так в своё время сделала Южная Корея.

Надо выбрать направления, в которых республика сильна, - нефтехимию, авиа-, судо- и автомобилестроение. Вопрос вывода продукции авиастроителей, судостроителей, производителей большегрузов на международный рынок нужно решать на федеральном уровне, а не вешать его только на регион, даже на такой сильный, как РТ.

Развитие промышленности в РТ пробуксовывает ещё и потому, что нет генеральной линии в отношении иностранных вложений - Татарстан не определился с картой международных инвестиций на перспективу. Во многих отраслях инвесторы готовы вкладываться, и значительно, но мы не реагируем оперативно и часто относимся предвзято, например, опасаясь исламского радикализма. А «заборы» вредят торговле».

Официально

Руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров:

«Предприятий, где есть проблемы с износом оборудования, немало. КАМАЗ, КМПО, КАПО, КВЗ, «Казаньоргсинтез» - у каждого из них, как и у других, проблемы есть. Там, где старые производства есть, там и требуется больше усилий в плане технического перевооружения. В то же время на каждом из этих предприятий вводят новые производства, новое оборудование. Казалось бы, средний износ должен снижаться, но ведь и старые станки продолжают работать, изнашиваться, поэтому баланс между старым и новым сохраняется. Если брать среднюю температуру по больнице, то она становится ниже, а не выше - ситуация улучшается.

В целом на основных производственных направлениях оборудование используют достаточно свежее, так что износ даже менее 50% по республике. 

Но если сравнивать старые и новые производства, то хотелось бы, чтобы на предприятиях шло более ускоренное обновление. Ведь износ оборудования влияет на экономику предприятия, потому что затраты на его обслуживание выше. Предприятиям нужно разобраться, что выгоднее, вложиться один раз и поменять оборудование или эксплуатировать старые станки и нести дополнительные расходы. Естественно, на старом оборудовании выйти на новый экономический уровень намного сложнее и затратнее».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах