Примерное время чтения: 7 минут
11991

Не воспитать монстра. Как избежать повторения казанской трагедии

Сюжет Стрельба в школе в Казани
Родители Галявиева не пришли в суд, когда там выносили решение об аресте сына.
Родители Галявиева не пришли в суд, когда там выносили решение об аресте сына. Объединенная пресс-служба судов РТ

Ильназ Галявиев, устроивший кровавую бойню в казанской гимназии №175, отрёкся от отца и матери, жил один. Родители не пришли в суд, когда там выносили решение об аресте сына. В семье явно был разлад. Мог ли он привести к трагедии, и  как родителям не упустить своих детей - вместе с экспертами выясняли «АиФ – Казань».

Благополучны, но только с виду

К сожалению, случаи агрессии со стрельбой в школах случались в стране и раньше.

11 февраля 2017 г. в Нижнекамске 14-летний школьник прямо на уроке выпалил из пневматического пистолета в глаз соседу по парте. Ребёнок от ранения скончался. 

12 мая 2017 г. в Республике Коми во дворе школы ученик открыл стрельбу по детям – также из пневматического пистолета.

Такую же разборку на уроке устроила 21 марта 2018 г. в Курганской области 13-летняяя школьница.  Семь одноклассников получили травмы.

Ильназа Галявиева соседи описывают как тихого интеллигентного юношу. Точно так же тихо и скромно он вёл себя в Советском суде Казани, который заключил казанского монстра под стражу.

Глядя на этого «тихоню» сложно поверить, что он расстрелял беззащитных, ни в чём не повинных людей, назвав их биомусором. Почему он вдруг возомнил себя богом, а всех остальных – рабами?

«Причины, конечно же, выяснит следствие. Мы можем только предполагать. Но эта ужасная ситуация не характерна для нашего общества, - считает доктор социологических наук, замдиректора Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Мария Ефлова. –  Возможно, у Галявиева действительно есть какие-то биологические отклонения. Но в любом случае, чтобы обезопасить себя от таких трагедий, надо работать на опережение».

Для этого эксперт предлагает проанализировать то, что происходит сегодня в большинстве семей и в системе образования.

Одну из главных проблем Мария Ефлова видит в том, что многие родители сегодня трудятся на двух-трёх работах. Почему – понятно. В обществе потребителей каждый хочет как можно лучше обеспечить свою семью. Детям, общению с ними современные мамы и папы времени уделяют мало. В итоге ребёнок предоставлен сам себе. Одному ему сложно научиться жить в обществе.

Раньше молодым было проще социализироваться, потому что были пионерия, комсомол. Чем сейчас их заменить?

«Чувство коллективизма возникает, например, в спорте, в приверженности к какому-то другому сообществу – пусть небольшому, но важному для ребёнка, для окружающих, - считает психолог Светлана Берцец. – Во все времена точками опоры для человека были семья, любовь, добро, созидание. Когда это есть, мы уверены в себе. Когда в семье к ребёнку относятся по-доброму, он чувствует себя щедрым, добрым, всем нужным человеком, и агрессии к окружающим не возникает».

Семью Ильназа Галявиева окружающие считали благополучной, обеспеченной. На учёте как асоциальная эта семья не стояла. Сыновей растили и папа и мама. Галявиевы имели доходы, позволяющие студенту Ильназу жить в отдельной квартире, учиться в вузе. Что же пошло не так?

Возомнил себя богом, потому что был рабом

«Скорее всего, Галявиев возомнил себя богом, потому что чувствовал в себе какую-то ущербность,  - предполагает психолог Светлана Берцец. – Он заявил, что другие должны стать его рабами, потому сам ощущал себя рабом».

Видимо, были проблемы и в учёбе: в школе Ильназ звездой не был, в апреле его отчислили из вуза.

«Любой человек, а ребёнок особенно, ни в коем случае не должен чувствовать себя неудачником, - убеждена Светлана Берцец. - Обязательно надо найти такое дело, пусть скромное, в котором каждый добивается успехов, чувствует себя лучшим. Это не обязательно учёба, успешным можно стать в каком-то кружке. А главными союзниками во всех делах должны быть родители». 

Ильназа Галявиева считали тихим, интеллигентным юношей..
Ильназа Галявиева считали тихим, интеллигентным юношей.. Фото: Объединенная пресс-служба судов РТ

Вот только как добиться доверия ребёнка? У многих родителей диалога с чадами не получается. Ребёнок замыкается в себе, отвечает односложно.

В такой ситуации Светлана Берцец предлагает родителям  придумать дело, занятие, в котором участвовала бы вся семья. Можно, например, вместе посмотреть фильм, а потом вместе поговорить о нём, обсудить какую-то книгу, любую жизненную ситуацию. При этом не спорить с ребёнком, не унижать его, а давать ему высказаться.

«Даже если ребёнок подвергается буллингу в школе, но приходит домой, где с ним всегда готовы обсудить его окружают любовью, то проблема снимается», - делится наблюдениями Мария Ефлова.

 «Родителей должно насторожить, если ребёнок не пускает ихв свой мир, поставил пароль на компьютер, не рассказывает ни о своих делах, ни о друзьях, это может говорить о внутреннем конфликте, - считает научный сотрудник лаборатории воспитания, дополнительного образования и профилактики асоциального поведения Института развития образования РТ Эльвира Башлай. – Родителям важно показать ребёнку, что они переживают за него, обеспокоены его настроением. Но сделать это мягко и доброжелательно. Родители должны демонстрировать спокойствие, уверенность в любой ситуации».

Если подросток безучастен, апатичен, не реагирует на то, что происходит вокруг, минимизировал контакты, эксперт советует обратиться к психологу.  

Я хороший, и мир хороший

По наблюдениям Марии Ефловой, в большинстве школ классные руководители, психологи на совесть работают с детьми. Вот и в гимназии №175 в страшной ситуации директор, учителя школы сделали всё возможное для спасения ребят. Они смогли предотвратить ещё более страшную трагедию.

Проблемой школьного образования социолог КФУ называет чрезмерную перегруженность учителей. Зачастую им приходится вести двойное классное руководство, выполнять много бюрократической работы. В итоге на общение с детьми уходит меньше времени. Как же узнать, чем живут ребята, что их волнует?

«Чтобы держать руку на пульсе, в КФУ мы регулярно проводим опросы социального самочувствия студентов, - отмечает Мария Ефлова. - Эти опросы позволяют выявить, что беспокоит студентов. Затем на уровне ректората принимаются какие-то управленческие решения». 

По оценкам социолога, большой эффект даёт система кураторства по всем студентам. В КФУ куратор есть у каждой группы. Кураторы подключены к группам студентов в вацапе. Если студенты не приходят на занятия, возникают другие какие-то вопросы, кураторы тут же начинают работать с каждым человеком.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах