6205

Вызвал огонь на себя. Сотрудник школы закрыл собой вахтёршу от нападавшего

Не испугались вооружённого нападающего и сделали всё, что возможно.
Не испугались вооружённого нападающего и сделали всё, что возможно. / Управление образования Казани / Пресс-служба

Вахтёр Тазкира Ахмадуллина и рабочий школы, бывший учитель математики, Мулланур Мустафин первыми встретили «казанского монстра» и сумели предотвратить большое число жертв. Об этом - в материале «АиФ-Казань».

Навстречу стрелявшему

11 мая  - день, который никогда не забудут сотрудники казанской школы №175, ученики и их родители. В это утро бывший выпускник  гимназии 19-летний Ильназ Галявиев пришёл в школу с оружием и совершил нападение на детей и педагогов. «Я родился богом», «во мне проснулся монстр» - рассказывал он потом полиции.

Во время атаки от огнестрельных ранений погибли двое учителей и школьники - четыре мальчика и три девочки из 8А. Срочно госпитализировали больше 20 человек. Двое детей в крайне тяжелом состоянии.

Но  этот солнечный майский день мог стать последним для гораздо большего числа детей и педагогов, если бы не Мулланур Мустафин и Тазкира Ахмадуллина.

«Входные двери у нас запираются на магнитный ключ, доступа для посторонних нет», - рассказали «АиФ-Казань» сотрудники гимназии.  Галявиев не смог войти и открыл огонь, попав в сотрудника, который был на входе, сообщили в пресс-службе Президента РТ

Это был 62-летний Мулланур Мустафин, бывший учитель математики, а теперь подрабатывающий в школе рабочим. Он в это время подходил к дверям, собираясь выйти из здания. Между двумя входными дверями стоял мужчина и в кого-то стрелял, рассказала в соцсетях дочь сотрудника школы Тансылу. Преступник выстрелил в пожилого мужчину. «Увидев это, этием (папа) пошёл на него с словами «Нишлисез – что вы делаете?!» - сказала она.

Галявиев на допросе рассказал так: «Из гимназии стал выходить пожилой мужчина. Я выстрелил ему прямо в голову, отчего он упал на пол между двумя дверьми, ведущими в гимназию. Далее я выстрелил ему ещё раз в голову».

«Поразительно – Мулланур ведь видел, что нападающий вооружен, и пошёл ему навстречу! Он на смерть шёл!» - восклицают родители школьников, собравшиеся после ЧП во дворе соседнего дома .

«Он не просто так пошёл – выгадывал время для вахтёра, чтобы она нажала на тревожную кнопку. В итоге ранений у него множество, - сокрушаются другие. – Молимся за него».

Этой задержки на пути Галявиева оказалось достаточно, чтобы вахтёр нажала на тревожную кнопку и спряталась под стол. Преступник потом прошел мимо неё, не заметив.

Мулланур Тагирович  вызвал огонь на себя, защитив таким образом и Тазкиру Гарифовну, и, получается, других детей и взрослых в гимназии.

«Но преступник перезарядил оружие и вернулся к папе для  повторного выстрела, – рассказывает Тансылу.  – Выстрелил ему в голову и  отправился дальше. Пуля задела голову, но не сильно повредила, Аллага шекер (слава богу)».

Услышав сигнал тревоги, директор гимназии  Амина Салимгараевна Валеева по громкой связи потребовала закрыть в кабинетах двери и сесть под парты. Галявиев стучался в двери нескольких классов, но безрезультатно. К несчастью, учительница английского Эльвира Игнатьева вышла в этот момент из класса в коридор. Безоружная молодая женщина  - ей было всего 26! – получила выстрел в голову. «Прощайте, дети», только и успела она сказать ребятам...

После этого Галявиев прошёл в класс и расстрелял мальчишек и девчонок с первых парт. 

Стрелял и в малышей, оказавшихся у него на пути – самым младшим всего 9 лет. Одному из них он попал в живот, мальчик находится в крайне тяжёлом состоянии, усугублённом большой кровопотерей. Сообщали также о взрыве в здании. 

Перепуганные грохотом падающих конструкций, выстрелами, дымом, дети выскакивали из окон, многие – с третьего этажа, и получали множественные переломы.

На часах, когда сработала кнопка тревоги, было 9.25. Уже через пять минут  у школы были силовики,  подъезжала скорая и пожарные. Бежали родители из соседних домов и через забор вытаскивали детей с территории школы. Галявиев вышел на крыльцо с поднятыми руками.

«Этием все еще лежал в крови, когда  стрелявший прошел мимо него на улицу сдаваться. Рассказывает, мол, лежу в крови, вижу гильзу, а сам думаю, где мама, жива ли она». Она была на втором этаже, вела урок. Услышав указание директора, жена Мулланура Мустафина с коллегой заперли дверь и сидели тихо, без звука, пока преступник ломился  ним, рассказала дочь.

Ни с кем не разговаривает

Муллануру Тагировичу, получившему ранение  головы, живота и костной ткани сделали операцию, рассказали его коллеги. Позже пожилого человека отправили  к медикам в Москву.  

«Он закончил Казанский педагогический институт и работал учителем математики, - сообщают в управлении образования Казани.  - Отличник народного просвещения РСФСР». 

В школе Мулланур Мустафин занимался обслуживанием здания. Его жена, учительница татарского языка Альфия  Мустафина, - бывшая классная руководительница Ильназа Галявиева.

Тазкира Гарифовна 12 мая после дачи показаний  следствию наконец-то оказалась в родной квартире в девятиэтажке на улице Файзи по соседству со школой.

«Я ей звонила, она до сих пор в шоке. Она дома, но ни с кем не разговаривает. Говорит, ничего не помню после того, как нажала на кнопку. Вообще все из памяти стёрло», - рассказала пенсионер, бывшая  сотрудница школы, пришедшая почтить память погибших к мемориалу у гимназии. На звонки корреспондента «АиФ-Казань» Тазкира Гарифовна не ответила.

Но о ней охотно рассказывают жители дома. 

«Мы её давно уже знаем,  чуть ли не с начала двухтысячных, - говорит мама первоклассника Галия. - Тазкира апа занималась благоустройством двора по семейному подряду. Всегда приветливая. Доброжелательно встречает родителей и детей в гимназии. Если что-то надо передать учителю, например, бумаги, всегда можно ей оставить. Кстати, у здания школы есть цветник , она за ним ухаживает».

«Ахмадуллины  - семья хорошая. Взрослые дети. В селе – хозяйство», - говорят  во дворе.

Тазкира Ахмадуллина вахтер школы 175
Ахмадуллины - хорошая семья, отзываются о них соседи. Фото: Управление образования Казани/ пресс-служба

«Нисколько не удивляюсь, что она не побоялась в такой ситуации, какая случилась в школе. Я с ней раньше работала, на неё можно было положиться. А могла бы ведь спрятаться и не высовываться», -  подчёркивает Марина, бабушка ученика.

«Мы расслабились»

«Вахтёр в тот решающий момент поставила  жизнь детей выше своей. Огромная человеческая благодарность ей и другим сотрудникам школы, — отмечает председатель Общественной палаты РТ Зиля Валеева. - На видео из школы мы видели, как учителя буквально закрывали собой детей».

Но как получилось, что  человек, вооруженный охотничьим ружьем, проник в школу, к детям? Это не первый случай  в стране в последние годы 

«Галявиев шагал до школы с  оружием в руках, но никто из прохожих не сообщил в полицию, - замечает председатель Общественной палаты РТ Зиля Валеева. -  Это не оттого, что мы очерствели. Нет, мы расслабились.  Еще и время после праздников - никто не думал, что  в такой день  это могло случиться. Не думали, что этот человек несёт смерть».

Металлорамка и запоры есть,  тревожная кнопка сработала, отмечает Зиля Валеева.

«Охрана в этой школе в тот день была. Есть  же разные формы охраны. Дневная -  это вахтёр. Самое главное  здесь — тревожная сигнализация, вахтёр успела нажать на эту кнопку, вызвала, и сработали все структуры», — сказал министр образования Татарстана Ильсур Хадиуллин.

Что касается ночной охраны, все школы республики оснащены ею из расчета 2,8 ставок на каждую школу. Расходы полностью  лежат на бюджете  РТ и  муниципалитетов,  добавил министр. Администрация школы сообщала, что ЧОП работал в гимназии  года три назад.

«Можно, конечно, в школах установить металлодетекторы, как в аэропортах, и проводить что-то вроде обыска каждого входящего. Но какая атмосфера будет в школе?  – задается вопросом гендиректор частной охранной организации Сергей Толстых.  – К тому же организовать это в каждой школе не хватит ресурсов. Да и проход детей в  здание будет занимать много времени».

И главное - даже профессионал в случае неожиданного нападения бессилен перед пулями, так что волшебной таблетки  для обеспечения безопасности школы нет, отмечает эксперт.

Очевидная мера – отслеживать преступные намерения еще на стадии планирования массового убийства. Например, отслеживать заявления о планах убийства людей.

«У спецслужб, занимающихся информационной безопасностью,  есть методы обнаружения таких вещей, - отмечает Рустам Латыпов, заведующий кафедрой системного анализа и информационных технологий КФУ.  –Применяются различные фильтры, интеллектуальные методы поиска, технологии анализа больших данных. Но это требует времени, тем более если человек не вызывал подозрений не состоит нигде на учёте.

В случае в школе №175 причина именно в небольшом промежутке времени между моментом, когда человек начал заявлять о своих планах, и атакой». В соцсетях о своих намерениях утсроить бойню злоумышленник сообщил  утром того же 11 мая.

Но родители считают, что появление отморозков, возомнивших, что они боги, связанно с тем, что в перестроечное и постперестроечное время школа во многом устранилась от воспитания детей, ограничиваясь главным образом задачами по обучению.

«Октябрят, пионеров воспитывали на  положительных примерах, разбирали собраниях неподобающее поведение.  Хорошее от того времени можно было сохранить. Но где оно все?» - задается вопросом инженер, мама двоих детей Фарида Журавлева.

Чей ребенок завтра окажется на пути преступника?

«Я не думаю, что возле каждого класса нужно поставить полицейского, - сказала  корреспонденту «Аиф Казань» Зиля Валеева. – Ответственность на каждом из нас. Мы не должны быть равнодушными к тому, что мы видим в сетях. Сейчас уже нельзя легко относиться – прочитал чье-то подозрительное сообщение и забыл. Нужно думать, во что это сможет вылиться. Задать себе вопрос – сегодня он в сети беснуется, а завтра куда эта агрессия выльется? Чей ребенок попадется ему навстречу?»

После этой трагедии должны все – и законодательная, и исполнительная власть, и общество в целом должны выработать решения, как нам дальше быть, считает Зиля Валеева.

«Понятно, что металлорамки и тревожные кнопки не только должны быть в школе, но и работать. Есть и глобальные моменты. После аналогичных событий в Керчи в 2018 году были предложения по повышению возраста  приобретении оружия до 21 года. Почему они до сих пор не реализованы в виде законов? Я убеждена, что оружие не предмет первой необходимости, тем более если речь идёт о совсем молодых людях», - заключает она.

Но все эти меры – не панацея. В конечном итоге все решает человеческий фактор - ответственность на каждом из нас, повторяет  Зиля Валеева.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Президент России Владимир Путин высоко оценил действия сотрудников и учителей 175-й гимназии в Казани и заявил, что они заслуживают государственных наград.

13 мая на совещании с членами правительства РФ он подчеркнул, что они спасали всех детей, как родных.

«Знаю, что многие учителя в страшные минуты нападения, когда в здании звучали выстрелы, стояли у входа в классы, были готовы бороться, защищать своих учеников, своих воспитанников, затем помогали им выбраться из гимназии, укрыться в безопасном месте. Никто не покинул свой пост, все исполнили свой профессиональный долг и человеческий долг», - отметил Владимир Путин.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах