Паром Эстония
Это было очень красивое судно. Большое, более 150 метров в длину, оно олицетворяло новую независимую Эстонию.
Трагедия произошла в ночь на 28 сентября 1994 года и стала крупнейшей по количеству жертв в послевоенной Балтике.
Как сообщали СМИ, на борту судна на момент отплытия из Таллинна находилось 989 человек - 803 пассажира и 186 членов экипажа. «Эстония» имела крен 1 градус на правый борт.
Причиной гибели судна стал шторм, разыгравшийся в открытом море. В 20.00 судно отплыло от побережья. Волнение на море было едва заметно, пассажиры развлекались в ресторане. В 21.00 волны стали достигать шести метров, пассажиры разошлись по каютам.
Время начала трагедии – полночь. Носовая аппарель не выдержала удара встречной волны, ее замки начали раскачиваться. Матросы, делающие плановый обход, слышали металлический звук со стороны аппарели. С нарастанием шума со стороны грузовой палубы нарастала и тревога людей.
Через десять минут замки аппарели не выдержали, и она упала в море. Во время падения аппарель сорвала с запоров рампу, и грузовая палуба – огромное помещение, пронизывающее корпус судна практически по всей его длине и ширине, оказалось открытым. Паром начал «заглатывать» волны штормовой Балтики, по-прежнему следуя полным ходом. Каждую минуту в паром врывалось порядка 20 тонн холодной балтийской воды.
Крен на правый борт усилился, началась паника. В полвторого ночи «Эстония» легла на бок. Внутри судна осталось порядка 750 человек. Без десяти час гигантский корпус парома медленно начал уходить под воду. Еще несколько минут, и над Балтикой повисла жуткая тишина.
Пассажирский паром «Мариэлла» первым подошел к месту катастрофы, команде с огромным трудом удалось вытащить из воды 12 человек.
Затем прилетели спасательные вертолеты, но очень многие пассажиры уже погибли от шока и переохлаждения.
К 09.00 последних из 137 спасенных извлекли из воды. Помимо выживших, из воды вытащили 94 тела. Большинство – молодые мужчины. У женщин, детей и пожилых людей шансов было куда меньше. Из одиннадцати детей моложе 12 лет не спасся ни один.
«Александр Суворов»
Корабль затонул 5 июня 1983 года вблизи Ульяновска.
Как и на «Эстонии», незадолго до катастрофы на корабле шло веселье. Все поздравляли с днем рождения повариху. «Суворов» шел полным ходом в шестой пролет моста, через который и суда меньших габаритов пройти не могли. Не сбавляя скорости, он врезался в пролет...
Многие из тех, кто оставался в каютах на нижних палубах, не сразу поняли, что произошло. Удар пришелся на верхнюю часть судна, срезал, как лезвием, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, до отказа забитым людьми.
От удара разрушился рельсовый путь на мосту, а как раз в этот момент по нему шел состав. От удара вагоны опрокинулись, на палубу посыпались уголь, бревна. Теплоход остановился не сразу. По инерции он прошел под мостом и через 300 метров пошел ко дну. Помощь подоспела только через 40 минут.
В результате крушения погибло 176 человек.
Капитана корабля остался жив, его нашли возле опоры моста на дамбе. По одной из версии, его отбросило туда после удара. Однако, расследование показало, что капитан самоустранился от помощи погибающим. Он провел в заключении шесть лет, после чего освободился по состоянию здоровья. В 1990 году капитан умер от инфаркта.
«Адмирал Нахимов»
Судно погибло 31 августа 1986 года. Пароход «Адмирал Нахимов» с пассажирами на борту отошел от причала Новороссийска и последовал к выходу из Цемесской бухты, направляясь в Сочи. На борту находились 1234 человека: 888 пассажиров, 346 члена экипажа.
В то же время грузовой теплоход-сухогруз «Петр Васев» входил в Цемесскую бухту. На борту судна было около 30 тысяч тонн ячменя из Канады.
По правилам «Петр Васев» должен был уступить дорогу «Нахимову». Однако пассажирское судно на несколько градусов изменило курс и оказалось не на своей стороне акватории бухты. Поскольку «Петр Васев» не нарушал правил и входил в бухту, придерживаясь ее восточной стороны, суда стали сближаться на пересекающихся курсах и столкнулись. Катастрофа произошла в двенадцатом часу ночи.
Нос «Петра Васева» почти под прямым углом врезался в правый борт парохода «Адмирал Нахимов». Мощный бульб сухогруза пробил огромную дыру в корпусе пассажирского судна. В считанные секунды вода затопила два отсека судна, в том числе машинное отделение. На пароходе погас свет. Судно начало быстро крениться на правый борт. Пароход затонул через 7-8 минут. Удалось спасти 836 человек. 4 сентября были подняты тела 116 погибших.
Суд, состоявшийся в Одессе через 7 месяцев после трагедии, признал капитанов виновными в столкновении в равной степени и приговорил обоих к 15 годам лишения свободы.