Напомним, рассмотрение апелляции началось 22 января. Заседания проходят раз в неделю – по четвергам. Участвовать в процессе изъявили желание трое фигурантов: старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов и бывшие сотрудники Ространснадзора Владислав Семенов и Ирек Тимергазеев. С ними на каждом заседании устанавливается конференцсвязь из колонии. Субарендатор судна Светлана Инякина и эксперт Росрегистра Яков Ивашов попросили рассмотреть апелляцию без них.
«Виноват экипаж!»
Полчаса продлилось выступление Ирека Тимергазеева. Напомним, чиновнику поставили в вину внесение в акт предлицензионной проверки ложных выводов о готовности к пассажирским перевозкам «АргоРечТур», возглавляемом Инякиной.
В своем выступлении Тимергазеев назвал документ внутриведомственным и не раз подчеркнул, что юридической силы тот не имел. А следственный комитет, по его словам, не пытался выяснить «правовую природу» бумаги.
«Наш казанский линейный отдел лицензированием не занимался, - отметил подсудимый. - Факт подписания акта не мог повлечь крушения «Булгарии». Я не являлся транспортным инспектором, как меня пытаются представить. В кодексе внутреннего водного транспорта понятие «государственный транспортный инспектор» появилось спустя год после крушения судна. До этого правом проведения проверки юридических лиц и транспортных средств мы не обладали. Как и правом запрещать эксплуатацию судов».
По мнению подсудимого, предотвратить трагедию могли многие структуры: турагентство, транспортная прокуратура, диспетчеры, Роспотребнадзор.
Особое внимание Тимергазеев уделил казанскому линейному управлению внутренних дел на транспорте, опорный пункт которого располагается недалеко от причалов. По его словам, за несколько дней до трагедии туда поступили жалобы от пассажиров «Булгарии» на пьянство экипажа.
«Получается, что лица, не управлявшие судном, сидят на скамье подсудимых, а экипаж «Булгарии» гуляет на свободе, - подчеркнул Тимергазеев. - К трагедии привела низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа. Они грубо нарушили правила эксплуатации судна, что привело к затоплению «Булгарии» через открытые иллюминаторы. Рулевой, механик, радист и старший проводник не выполнили свои обязанности и покинули судно без приказа капитана».
«Надо бы прибавить»
Выступление бывшего подчиненного Ирека Тимергазеева – Владислава Семёнова – заняло около двадцати минут. Обвинение ему было предъявлено такое же, что и экс-начальнику. Поэтому и доводы в последнем слове прозвучали похожие. В частности, подсудимый говорил о несовершенстве законодательной базы, бездействии других служб и неисполнении экипажем своих обязанностей. Семёнов также напомнил судейской коллегии, что признательные показания во время следствия он давал в болезненном состоянии, поэтому впоследствии от них отказался.
И Тимергазеев, и Семёнов попросили оправдать их и отклонить иски потерпевших. Третьего фигуранта Рамиля Хаметова суд решил заслушать через неделю. В это же день коллегия планирует объявить решение.
«Мне их жалко, - прокомментировал выступление экс-чиновников Геннадий Игнарин, потерявший 35-летнего сына. - Выступления подтвердили, что эти люди так ничего и не поняли. Их судят не за подписание пресловутого акта. А за то, что в этом черновом, как они говорят, варианте они наврали. Не было регистровых документов, а написано, что соискатель лицензии готов. Пока слушал их, думал: «Один получил пять лет, другой шесть. Почти четыре года уже прошло. Надо бы прибавить…»
Напомним, дизель-электроход «Булгария» затонул 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в Камско-Устьинском районе Татарстана. На борту находился 201 человек. Погибло 122 человека.
Судебный процесс длился больше года. Приговор Московский районный суд Казани вынес 3 июля 2013 года. Инякина получила 11 лет лишения свободы в колонии общего режима, Хаметов - 6,5, Тимергазеев – 6, Семенов – 5. Ивашов приговорен к 5 годам лишения свободы и освобожден из зала суда по амнистии. Инякиной, Тимергазееву и Семенову зачли три года, проведенные в СИЗО.