Видавшие за свою практику немало человеческих трагедий медики были шокированы, увидев маленькую девочку из Елабуги - настолько тяжелым было ее состояние. От них требовалось ни много ни мало – совершить чудо, вернув ребенка к жизни. И они это сделали. Девочка встала на ноги, ходит, общается и даже начала улыбаться. На днях ее перевели для дальнейшего восстановления в елабужскую больницу.
О том, как они смогли это сделать, врачи рассказали журналисту «АиФ-Казань».
Главврач ДРКБ Рафаэль Шавалиев |
- В этот день в реанимационно-консультативный центр нашей клиники пришла информация о том, что в елабужскую ЦРБ поступил тяжелый ребенок с признаками насилия, - рассказывает главный врач ДРКБ Рафаэль Шавалиев. - Девочка была без сознания. Информация была доложена министру здравоохранения, по его поручению сразу организовали штаб по решению чрезвычайного происшествия. Тогда было дано указание немедленно отправить в Елабугу реанимобиль. Бригаду специалистов, в том числе нейрохирурга и комбустиолога, чтобы выиграть время, отправили на вертолете. На месте наши доктора сразу провели консилиум. У ребенка было выявлено общее переохлаждение организма, отморожение верхних и нижних конечностей третьей степени с подозрением на четвертую, ушиб головного мозга, множество ушибленных ссадин головы, тела, ног. Ребенок находился в реанимационном отделении в сопорозном состоянии - это когда человек не осознает, где он находится.
Перевозить девочку в Казань медики не сразу решились – не было уверенности, что она выдержит дорогу. Необходимо было стабилизировать ее состояние. Когда это было сделано, приняли решение перевозить в ДРКБ.
- Здесь ребенка я принимал сам, - говорит главный врач ДРКБ. – Был организован консилиум, выделены приоритетные направления медицинской помощи, подключено психологическое сопровождение. Это ключевой момент: до недавнего времени считалось, что сначала надо восстановить жизненно важные процессы человека, затем перевести из реанимации в палату и только потом начинать реабилитацию. В настоящее время ДРКБ прошла полную модернизацию, благодаря чему принят новый подход. Современное реанимационное оборудование, системы слежения за показателями жизнедеятельности позволяют докторам дозировано начинать реабилитацию уже в реанимации. Это главный аспект успешного выздоровления.
Врачи опасались за ноги девочки – отморожение могло привести к ампутации. По их словам, у ребенка, который переживает стресс, процесс отморожения происходит в разы быстрее, чем у взрослого: к примеру, человек в состоянии алкогольного опьянения может дольше пролежать в снегу и получить меньшую травму. Девочке повезло – ее вовремя нашли, правильно оказали медицинскую помощь на месте. Сегодня она уже ходит, хотя немного прихрамывает.
Но самым трудным в работе с ребенком оказался аспект не медицинского характера.
- Для меня самым сложным был и остается вопрос, какие мотивы двигали тем зверем, который все это наделал! Дети, ставшие жертвами насилия, к нам поступают, и не редко. Но настолько травмированного ребенка мы увидели впервые, - говорит Рафаэль Шавалиев.
Родительский инстинкт проснулся практически у всего персонала больницы. Палату девочки буквально завалили подарками, ее старались баловать угощениями. Школьницу с родителями максимально оградили от внешней среды: дали телефоны, снабдили новой сим-картой, не допускали общения с представителями СМИ.
И чудо свершилось
Девочка пошла на контакт, стала общаться и даже улыбаться.
Заведующая психологическим отделением Лилия Горохова |
- Если я не заходила к ней какое-то время, она меня спрашивала, тетя Лиля,
ну где ты ходишь?! – улыбаясь, говорит заведующая психологическим отделением ДРКБ Лилия Горохова. - На данном этапе девочка из острой реакции перешла в посттравматическую. Врачи сделали все, что от них зависит, физическое тело практически восстановлено. Теперь предстоит дальнейший процесс реабилитации.
- Понятно, что любое травмирующее воздействие на организм бесследно не проходит, - комментирует профессор, член-корреспондент АН РТ, врач – невролог Дина Гайнетдинова. - Какая бы ни была травма, даже небольшая ранка, все оставляет свой след. Насколько быстро ребенок восстановится и вернется в привычный ритм жизни, будет зависеть от нас всех – и от врачей, и от близкого окружения, учителей, соседей. Насколько близкие люди смогут создать благоприятный психологический климат, будут стараться правильно ее понимать, чувствовать, принимать, прощать, зависит будущее ребенка. Мы, в свою очередь, обязательно будем принимать активное участие в дальнейшем восстановлении девочки. Ребенок переведен для продолжения подобранного лечения по месту жительства не дольше, чем на месяц. Терапия расписана только на этот срок. Затем, мы надеемся, она вернется к нам на другой ступени состояния для следующего курса реабилитации.
Ежедневно девочка, гуляя по коридору психологического отделения, рассматривала с «тетей Лилей» рисунки на стенах. Психолог объясняла ребенку на примерах из сказок, как устроен мир: всем героям приходится проходить через испытания, видеть темную сторону жизни. Но добро побеждает зло и случается чудо. Как это случилось с самой девочкой. Ведь то, что она выжила и встала на ноги иначе, чем чудом, не назовешь.
Нельзя запугивать детей
По словам главного врача ДРКБ, количество детей, которые поступают в больницу после насилия взрослых, существенно не изменилось. Большое количество информации о педофилах, скорее, связано с резким отрицательным отношением, нетерпимостью общества к этой проблеме.
- В настоящее время мы плотно занялись этим вопросом, - говорит Рафаэль Шавалиев, - организацией системы медико-социального сопровождения детей, которые попадают в трудную жизненную ситуацию. Совместно с Научным центром здоровья детей Российской академии медицинских наук в ближайшем будущем будет реализован проект Комьюнити-центра. Он будет создан на базе нового диагностического центра, который уже достраивается в Казани. Туда сможет обратиться за помощью любой ребенок в возрасте до 18 лет, где будет оказана вся необходимая помощь врачей, психологов, социальных работников.
А что делать самим мамам и папам, воспитывающим несовершеннолетних детей? Последние события заставили их в срочном порядке проводить инструктаж своих отпрысков: как себя вести с незнакомыми людьми. Однако, специалисты не рекомендуют запугивать детей.
- Ответственность лежит на взрослых, - считает психолог Лилия Горохова. – Наставления «не подходи», «не разговаривай», «не доверяй» - это возложение ответственности за безопасность на самого ребенка. А это не правильно. Наши дети и так всего боятся, так как видят много негатива. И неизвестно, какими в будущем окажутся последствия такого запугивания. Не учите детей видеть в каждом дяденьке насильника. Обеспечивайте безопасность детей другим способом.