Пить надо меньше!
- Не любите праздники, Сергей Валерьевич?
- С ужасом их жду. Помню один из предпраздничных дней на исходе августа минувшего года. Было рекордное число обращений: 187. Или пьяными сели за руль, или начали выяснять отношения, или отправились искать приключений на свою голову. Финишировали у нас с различными травмами.
- А зима? Погодка-то шалит: то оттепель, то заморозки, то гололёд, то снег сходит с крыш…
- По причине гололёда обращаются всего несколько человек в неделю. Весна, конечно, внесёт коррективы. Возможно,
Сергей Кривошапко |
удивлю, но наиболее распространён бытовой травматизм. Неосторожное обращение с колюще-режущими предметами, электрическими инструментами и приборами, падения со стремянки, на мокром полу, у подъезда… И всё это частенько в состоянии опьянения. Бытовой травматизм – вне сезонов.
- А производственный? Летом, наверное, он связан с сельхозработами?
- Недавно мы анализировали структуру производственного травматизма. Лидирует строительство, особенно на объектах Универсиады, где из-за спешки не всегда строго соблюдают технику безопасности. Затем – станочные производства, где имеются вращающиеся механизмы, пищевая отрасль, оснащённая промышленными разделочными машинами. В сельском хозяйстве – единичные случаи травматизма.
- Жертвы автомобильных аварий часто к вам попадают?
- Каждую неделю несколько человек поступают, например, с печально известной федеральной трассы М-7. Пострадавшие в результате ДТП – большой сегмент в структуре травматизма. Часто речь идёт об очень серьёзных травмах. Мы уже на всякое насмотрелись. Но с моральной точки зрения тяжелее всего иметь дело с пострадавшими в авариях детьми. За чужие ошибки и беспечность многим из них предстоит расплачиваться всю жизнь. Или, скажем, черепно-мозговая травма водителя… Она нередко приводит к необратимым последствиям, к вегетативному состоянию. То есть человек фактически превращается в «овощ». Жить при соответствующем уходе он может очень долго. Но жизнью такое существование назвать нельзя. А какое это горе для семьи! Практически любую скелетную травму можно вылечить. А вот функции повреждённого головного мозга восстанавливаются далеко не всегда. И медицина тут бессильна.
Пируэты судьбы
- Часто ли сталкиваетесь с участниками криминальных разборок?
- Молодые люди, подростки со сломанными носами, пальцами, челюстями - постоянный контингент. Удаль молодецкая оборачивается весьма болезненными медицинскими манипуляциями, сопровождающимися слезами, соплями и стенаниями. И это лишь неотложная бесплатная медицинская помощь. А затем неизбежно следуют другие операции, и они требуют денег. Мы по закону принимаем всех, если существует угроза для жизни человека. Независимо от наличия паспорта, медполиса или даже гражданства. Когда остановлено кровотечение, наложены швы и повязки, а угроза для жизни миновала, пациенту надо определиться с алгоритмом дальнейшего лечения. Если, например, он не является гражданином РФ, то у него два пути. Либо уезжать на родину, либо лечиться на платной основе.
- Сломанная нога – угроза для жизни?
- Смотря какой диагноз. Открытый, закрытый перелом, или перелом со смещением, в результате которого происходит повреждение сосудов, нервов, перфорация кожных покровов…Медицина – наука точная. Однако любой перелом – нешуточная встряска для организма. Физические и моральные страдания приводят к снижению качества жизни и прочим издержкам.
- Но ведь бывают же и трагические случайности…
- Бывают, но редко. Сосулька упала на голову, кирпич свалился с крыши…Однако практически любое происшествие
Досье | |
---|---|
Сергей Кривошапко родился в 1962 г. в Ижевске. Окончил Ижевский государственный мединститут. Кандидат мед. наук, травматолог-ортопед высшей категории. Зам.гл. врача РКБ - руководитель Республиканского научно-практического центра травмы. Женат, четверо детей. |
спровоцировано пострадавшим или его окружением. Что касается трагических случайностей, то мы зарегистрировали неординарный случай: пациент преклонного возраста неловко повернулся в постели и получил перелом шейки бедра.
- В вашем центре нет возрастных ограничений?
- Встречаются пациенты и в нулевом возрасте. Если роды сложные, а таких всё больше, то в момент рождения ребёнок может получить перелом ключицы или повреждение костей черепа. У детей намного выше способность к регенерации. Если родители чётко выполняют предписания, всё будет хорошо. Но чем старше человек, тем больше опасностей его подстерегает. Ведь скелет становится хрупким из-за сопутствующих заболеваний.
- И что же делать?
- Многое зависит не столько от возраста, сколько от общего состояния. Надо вести активный образ жизни, отказаться от вредных привычек, правильно питаться, делать хотя бы элементарные физические упражнения, следить за собой с помощью врачей. Тогда риск развития того же остеопороза, то есть болезни костной ткани, снизится.
- Вы практикуете почти 30 лет. Что изменилось за это время?
- Если раньше преобладало консервативное лечение (например, иммобилизация в гипсе), то сейчас мы выполняем операции, которые сокращают сроки выздоровления. Но всё решается индивидуально, с учётом особенностей каждого пациента.
- Человеческий скелет – прочная конструкция?
- В последние десятилетия снизилась прочность и регенераторная (т.е. восстановительная) способность костной ткани. Связано это с переменами в образе жизни, с экологией, с характером питания. Дети, скажем, мало времени проводят в подвижных играх на свежем воздухе. А сидение за компьютером не требует физической активности. Это не способствует здоровью, которое надо укреплять с юности. Ну а взрослым я, в первую очередь, посоветовал бы думать о последствиях. Есть соблазн перебежать улицу на красный свет? А если споткнётесь? Хочется, приняв на грудь, порулить машиной или снегоходом, встать без подготовки на горные лыжи или коньки, чтобы продемонстрировать свою лихость? А если повредите голову или позвоночник? Станете нашим пациентом недолго. Это мгновенно перечёркнёт ваши жизненные и карьерные планы. Беречь себя надо!