Примерное время чтения: 8 минут
7656

«Неудобный» ребенок. 9 советов, как справиться с гиперактивными детьми

Часто к гиперактивности ребенка причисляют любую его «подвижность», в таком случае это определение не правомерно и не уместно.
Часто к гиперактивности ребенка причисляют любую его «подвижность», в таком случае это определение не правомерно и не уместно. pixabay.com

Гиперактивных детей все больше, разводят руками врачи и учителя, и не всегда знают, как с ними справиться. Обычно рекомендации специалистов сводятся к приему успокоительных средств и беседам с маленькими непоседами, немногие готовы докопаться до сути. В чем же все-таки реальная причина явления, «АиФ-Казань» рассказала казанский педагог, сотрудник инклюзивного лечебно-педагогического центра Гузель Султанова.    

Оксана Бирюкова, «АиФ-Казань»: - Гузель, что не так с современными детьми? Сама сталкивалась с тем, что один ребенок может подойти к другому, стукнуть просто так.

Гузель Султанова: - Часто к гиперактивности ребенка причисляют любую его «подвижность», в таком случае это определение не правомерно и не уместно. Дети, которые ведут себя непосредственно, проявляют ко всему живой интерес и эмоции, порой вызывают неудобство у взрослых, привыкших жить по правилам. В реальности же здесь идет речь о том, что взрослый не может справиться с ребенком, заинтересовать его, по-настоящему встретиться и договориться о совместной деятельности. Другое дело, когда ребенок действительно нарушает границы и пространства других людей, не может усидеть на месте, закончить деятельность, сконцентрироваться, все время отвлекается. Он как будто не может находиться в состоянии равновесия, точки покоя, все время «истекает из себя» то в одну сторону, то в другую. Вот здесь уже впору говорить о гиперактивности, или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперкативности).

- С чем это связано? Откуда берется?

- Человек с первых дней после рождения познает свои границы через внешние контакты – сначала через прикосновения мамы, папы, близких, потом через предметы, с которыми взаимодействует. Вплоть до семилетнего возраста ребенок, прыгая, бегая, кувыркаясь, лазая всюду, испытывает себя, ощущает окружающее пространство, учится управлять своим телом. И чем больше он проявляет активности, тем комфортнее ему в дальнейшем. Отсутствие такого опыта ведет к тому, что ребенок не ощущает себя, не понимает, где его границы.

Увы, последние годы большая часть занятий, которые предлагаются развивающими детскими центрами и «правильными» родителями, направлена на развитие мышления. Мы «крадем» то время, когда ребенок мог бы познать свое тело. Как итог, у него с детства недостает телесных ощущений, контакта с поверхностями. Он не лазает по деревьям, занят сидением, мышлением, собиранием конструктора. К 7 годам не ощущает себя, постоянно пытается проверить, где его границы и нарушает границы других, добирает не полученный опыт.

- Как это выражается?

-  Например, в том, что он нарушает ход игры, толкается, ищет момента столкновения, чтобы познать себя. Мы часто видим детей, которые сшибают столы и стулья, не могут справиться с простыми заданиями по вышивке или плетению, просто потому что они погружены в свое мышление, не обрели понимания границ. Наверняка многие родители замечали, что играя в настольную игру, младший дошкольник не может проходить ее по правилам, ему хочется сразу вытащить все карточки, ходить вне очереди, и все по той же причине – ему важен не сам процесс, а познание сути окружающих предметов. Логика игры для него ещё не по возрасту.

Не радует и то, что родители рано начинают объяснять ребенку, что можно и что нельзя, в виде наставлений. Не дав самому договориться со сверстниками на детской площадке, отчитывая малыша, что нельзя брать чужую лопатку, что ему нужно делиться с другими и т.д., совершенно не учитывая возрастных особенностей. В частности, ребенок до 3 лет не разделяет себя с миром и все что его – это он и есть. Когда у него кто-то что-то просит, он отказывается давать, потому что его вещи равно одно целое с ним самим. А вот к 3,5 годам, когда ему становятся интересны другие дети, появляется уже любопытство относительно взаимодействия, когда он может что-то попросить, поменяться игрушками. Важно, чтобы родители позволили ему самому прожить этот опыт, иначе в дальнейшем можно ожидать конфликтов. До тех пор, пока через отпор других ребенок не поймет, где та граница, за которую он уже не может заходить в своих действиях.

Отдельная история, когда в семье растут двое детей. Старший воспитан по правилам, ему прививают манеру уступать, делиться, давать все младшему, не обижать. А младший ничем не ограничен, начинает толкаться, отбирать что-то, так как не встречает отпора. Как результат гиперактивное поведение.

- А когда родители слишком много позволяют детям?

- Это тоже крайность -  когда ребенок сам решает, что ему делать. Ты хочешь гулять? Мы пойдем к бабушке? Ему не по возрасту дают право принятия решения, и это опять потеря ощущения стабильности и границ. Свою лепту вносит отсутствие ритма дня одинакового для выходных и будних дней. Именно в этой стабильности и начинается чувство безопасности, которое так необходимо. 

- Гиперактивность у детей - проблема исключительно России?

- Она характерна для многих развитых стран. Дети живут головой, не зная границ своего тела. И самое главное, что современных детей невозможно заставить слушаться, опираясь только на статус взрослого. Побуждать их к чему-либо возможно только через внутреннюю мотивацию, познавательный процесс. На самом деле, проблема гиперактивности решается довольно простыми шагами, но не все родители могут включить их в свою повседневность. Для многих оказывается проще отвести ребенка на физиолечение, дать успокоительное средство.

Обнимайте, играйте, пойте колыбельные

9 советов родителям гиперактивных детей от Гузель Султановой: 

1. Четко определите ритм жизни ребенка, когда у него обед, когда прогулка. Формируйте одинаковые ритуалы перед сном, это дает ощущение уверенности. У многих мам присутствует «синдром отличницы», когда они боятся установить какие-либо правила ребенку, от чего тот «стоит на голове».

2. Как минимум до 7-летнего возраста сделайте крен на подвижные игры, прогулки, где ребенок может делать то, что ему хочется. Не подменяйте эти возможности занятиями в спортивных секциях. Дайте ребенку двигаться, сколько ему нужно и как он хочет. Не обязательно учить их каким-то играм. Если помните, в советское время дети проводили на улице 5-6 часов в день.

3.  Дайте ребенку как можно больше телесного контакта: обнимайте, качайте. Если больше времени проводите с младшими детьми, ежедневно выделите хотя бы 15 минут на то, чтобы побыть только со старшим, сделайте так, чтобы он тоже ощутил себя ребёнком, с которым нянчатся. Говорите  ласковые слова, пойте колыбельную и т.д.

4. Уберите из своей речи объяснения, дайте ребенку получить личный опыт. Если он бежит на дорогу или играет с запрещенными предметами, не читайте ему лекций, просто подойдите и разверните в обратном направлении, взяв за руку или плечо. Заменяя слова действиями. Мы даем ребенку телесный опыт, ему он более понятен.

5. Строим четкие границы в отношениях с ребенком. Если маме больно, когда малыш дергает ее за волосы, убираем его руку, не терпим.

6. Не торопим ребенка, даем ему почувствовать свои эмоции. Часто в суете родители не дают этого сделать. Пришли забирать из садика и «быстрей одеваться», не дав даже слова сказать о том, что сегодня он пережил. В ответ ребенок начинает еще больше скакать и тянуть время.

7. Посмотрите на своего ребенка с его позиции, восхититесь тем, сколько в нем энергии, наполненности, энтузиазма. Впустите это в свою жизнь, возможно, у вас будет больше точек соприкосновения. Примите его как некое благословение, которое пришло в семью через его личность.

8. Не забывайте: если все члены семьи чересчур сдержанные, то ребенок просто входит в свободную роль и проявляет чувства, в которых все ограничены. Так он неосознанно сохраняет баланс в семье

9. Обратите внимание на личность педагога, который находится с ребенком в садике. Некоторые считают, что малыш должен выполнять его приказ только потому, что взрослый так хочет. С современными детьми такое не прокатывает, здесь работает принцип действия из внутреннего побуждения. Нужно увидеть, что движет ребёнком, и направить этот познавательный интерес в мирное русло. Только так можно договориться с ребенком, даже самым активным.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах