В мае 2013 года вблизи Казани произошел крупный пожар. Горели павильоны технолполиса «Новая Тура». Уже через 15 минут на месте происшествия работали медики различного профиля и психологи, прибывшие на самолетах санавиации.
Когда появилась санавиация в России и с чем это было связано?
– Создание в СССР санитарной авиации было инициировано в 1925 году обществом красного креста и красного полумесяца СССР. В Республике Татарстан станция санитарной авиации была создана в 1936 году, а с 1956 года санитарная авиация является структурным подразделением ГАУЗ «РКБ МЗ РТ». Появление данной службы было связано с необходимостью оказания экстренной медицинской помощи в условиях плохой транспортной доступности или большой удалённости от медицинских учреждений, а также для быстрой транспортировки больных и пострадавших, когда это было необходимо. Во время Второй мировой войны санитарная авиация получила повсеместное распространение и использовалась многими воюющими сторонами, хотя и в небольших масштабах.
Какой летной техникой вы пользуетесь? Сколько человек она может перевозить?
– На сегодняшний день мы располагаем двумя видами вертолетов: Ми-8 и американский Robinson (R-44). Robinson используется для скорейшей доставки высоквалифицированных врачей-консультантов РКБ, МКДЦ и других центров в 43 района республики. Ми-8 предназначен для транспортировки пациентов, находящихся в тяжелом состоянии. Ежегодно на обслуживание санитарных заданий по линии экстренной и плановой консультативной помощи, ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» заключает контракты с двумя авиакомпаниями: «Ак Барс Аэро» и ОАО «Казанское авиапредприятие».
Вертолет Ми-8 вмещает 21 человек в сидячем положении вместе с персоналом. Если речь идет о лежачих пациентах, на борт вертолета можно взять 1-4 человека. Если говорить о вртолете Robinson R-44, то данный вид летной техники можно использовать для доставки врачей консультантов, в количестве от 1 до 3 человек.
Как работает бригада медиков летной «скорой»?
–Алгоритм работы отделения санитарной авиации выглядит следующим образом: все вызова поступают в диспетчерскую отделения, где круглосуточно дежурит фельдшер. Далее дежурный фельдшер производит соединение ЛПУ района с профильным отделением ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» (с заведующим), после чего производится телефонная консультация, в результате которого, совместно с заведующим отделения санавиации, определяется тактика дальнейших действий в отношении того или иного пациента находящегося в больнице района республики. Обращение медицинского персонала из лечебно-профилактических учреждений районов за консультативной помощью происходят по наиболее сложным в диагностическом и лечебном плане больным. Поэтому по мере необходимости, для выполнения санитарного задания на место возможно направление одного или нескольких профильных специалистов.
Если в условиях ЦРБ пациента полноценно пролечить невозможно, встает вопрос об его эвакуации в РКБ. В этом случае санитарная бригада отделения экстренной и плановой консультативной помощи формируется следующим образом, выезжают (вылетают) реаниматолог и фельдшер. Иногда информация о пациенте сомнительна и субъективна, что вызывает серьёзный вопрос о возможности дальнейшей транспортировки, в этом случае, для более детального разбора состояния пациента и оказания всевозможной специализированной медицинской помощи на месте, мы можем направить еще нескольких профильных специалистов (в зависимости от ситуации).
Согласно приказу № 673 МЗ РТ от 10.05.2012 произошло создание филиалов санитарной авиации на базе ГАУЗ «РТ БСМП» г. Набережные Челны и МСЧ ОАО «Татнефть» г. Альметьевск, что разделило территорию Республики Татарстан на 3 зоны, тем самым увеличивая доступность, своевременность оказания экстренной и плановой консультативной помощи районным больницам.
Аэродромный диспетчерский пункт (АДП) авиакомпаний каждое утро уведомляют нас о том, в какой период времени они готовы выполнить полеты. Например, сегодня это с 8.00 до 19.40. Ближе к лету время увеличится до 22.00. Полеты выполняются только в наиболее сложных и тяжелых ситуациях, когда необходима экстренная высококвалифицированная медицинская помощь.
Ночью и в плохих погодных условиях выполнять полеты нам не предоставляется возможным.
Сколько полетов выполняет санитарная авиация в месяц?
– С апреля по сентябрь вертолеты летают наиболее часто. Например, в апреле мы выполняем около 18 рейсов, летом эта цифра колеблется около 30-32.
За последние два года количество выполненных вызовов сократилось на треть. Одним из причин явилось то, что в РКБ был создан ситуационный центр, в рамках которого по системе видеоконференцсвязи стали проводиться видео консультации 43-х лечебно-профилактических учреждений районов (ЛПУ), которые в свою очередь также были оснащены веб-камерами, с помощью которых врачи республиканской клинической больницы могли связаться с коллегами из районов и консультировать их в вопросах постановки диагноза, тактики лечения. Одним из плюсов данного нововведения стало то, что в видео консультациях могли участвовать 2 и более специалистов с каждой стороны, т.е. сокращая драгоценное время на доставку специалистов в ЛПУ, стали организовываться консилиумы.
Какое обучение проходит медицинский персонал санавиации?
– Врачей, оказывающих неотложную и плановую консультативную помощь, каким-либо специальным навыкам не обучают, т.к. в их задачу входит оказание высококвалифицированной специализированной медицинской помощи пациентам, то чем они занимаются в повседневной жизни в стенах больницы. В связи с объединением отделения санавиации и Республиканского центра медицины катастроф, в рамках совместного развития этих подразделений, встал вопрос о подготовке и обучению среднего медицинского персонала по оказанию медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, по программе «санитарно-авиационная эвакуация». По данной программе были подготовлены 3 борт-фельдшера.
Насколько вертолет быстрее «скорой» и насколько дороже?
– При сравнивании наземного и воздушного транспорта, конечно же быстрее доставляют врачей в ЛПУ – летная техника. Например, если рассматривать вызов поступивший из Агрызской центральной районной больницы, то время доезда санитарной машиной от РКБ составит в среднем порядка 5 часов, в то время как вертолетом, данная дистанция будет преодолена за 1,5 часа.
Стоимость выполнения одного вызова наземным транспортом колеблется от 2 до 6 тысяч рублей, в зависимости от дальности расположения ЛПУ района Республики Татарстан. Цена одного часа полета вертолетом марки Robinson (R-44) составляет порядка 37 тысяч рублей и вертолетом марки Ми-8 – 80 тысяч рублей. Все расходы касательно выполнения санитарных заданий воздушными суднами службы экстренной и плановой консультативной помощи в республике производится одноканальным финансированием из фонда обязательного медицинского страхования.