Почему на российских дорогах так часто образуются ямы?
По словам доцента кафедры высоковязких нефтей и природных битумов Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Руслана Кемалова, к разрушению дорог приводят несколько факторов. Первый - природный.
«Осенью, зимой и весной погода в Татарстане неустойчивая, заморозки сменяются оттепелью, а в этом году, например, зимой и весной выпало огромное количество осадков. Влага - враг дорог. Попадая в мелкие трещины на асфальте в переходную пору, когда днём плюсовая погода, а ночью ниже нуля, вода замерзает и увеличивается в объёме. В результате расширяются трещины и образуются выбоины», - говорит Руслан Кемалов.
Второй фактор - физический. К быстрому изнашиванию асфальта приводят тяжёлая техника на дорогах, которая работает в Казани круглосуточно на стройобъектах, и шипованные шины на автомобилях, сдирающие любую поверхность.
Третий фактор - технологический. Грубо говоря, асфальтобетон состоит из каменного материала и битумного связующего. Самые качественные каменные материалы - уральские. Иногда дорожные предприятия экономят, заменяя их местными материалами, которые быстро растворяются под действием влаги.
Что касается битумов, то их качество зависит от свойств нефти. По словам учёного, «углеводороды» в Татарстане обладают высокой парафинистостью - эта особенность приводит к снижению клейкости битумов, в результате они распадаются, оголяют камень и асфальт принимает всю влагу на себя. Укладывают битумы не в чистом виде, а совместно с полимером, который также должен быть подобран грамотно, чтобы не произошло фазового распада. Кроме того, для создания устойчивого асфальта нужно использовать хорошие адгезионные присадки – добавки, обеспечивающие сцепление битумов с каменными материалами. Так как при изготовлении асфальтобетона не всегда учитывают эти нюансы, состав получается неустойчивым и быстро разрушается.