К середине января в Казани выпала месячная норма осадков. По данным синоптиков метели и снегопады продолжатся. За две недели нового года из города вывезли уже 165 тысяч тонн снега – вдвое (!) больше, чем за всю прошлую зиму. Только в ночь с 13 на 14 января, когда многие казанцы праздновали наступление Нового года по старому стилю, с городских улиц вывезли около 10 тыс. тонн снега. Вместе с дорожниками в ночной рейд вышел и корреспондент «АиФ-Казань».
В период снегопадов на дорогах Казани дежурят 570 снегоуборочных машин - грейдеры, шнекороторы, снегопогрузчики, самосвалы и другие. Однако в дневные часы такую технику на улицах заметит редкий автолюбитель. Причина проста: дорожники не хотят создавать автомобильные заторы. Так как уборочная техника занимает значительную часть проезжей части, днём она работает только на второстепенных улицах с низкой интенсивностью движения. На главных городских магистралях упор делается на ночное время, когда улицы наименее загружены личным и общественным транспортом.
Ночной дозор
К усиленному режиму работы дорожники обычно приступают после 21.00, чтобы до утра привести дороги в порядок.
По регламенту в первую очередь после снегопадов очищают остановочные карманы общественного транспорта и остановки, обеспечивают подходы к пешеходным переходам. Затем переходят к очистке тротуаров и переходов. Следом приступают к вывозу снега с дорог первой категории, по которым ходит общественный транспорт и где много машин.
О том, что на конкретной улице ночью будут убирать снег, водителей предупреждают с помощью специальных объявлений. В городе также используют знаки парковки на разных сторонах улицы в чётные и нечётные дни. Обычно это работает, но иногда приходится прибегать к помощи ГИБДД и эвакуировать автомобили, которые мешают уборке улиц.
При обильных снегопадах за сутки техника успевает проходить по одному и тому же участку до четырёх раз. Как рассказал Райес Зайнутдинов, зампредседателя комитета внешнего благоустройства исполкома Казани, стандартный цикл уборки занимает около четырёх часов. Первыми на заснеженные дороги выходят специальные машины, рассеивающие реагент. Этот химикат предотвращает слипание снега и образование ледяной корки. На то, чтобы он подействовал, нужно 3,5 часа. Как только реагент сработал, по дорогам проезжают машины, сметающие рыхлую снежную массу к обочине. Чистый асфальт тут же повторно обрабатывают реагентом – начинается новый 3,5 часовой цикл.
А параллельно из собранной на обочине «каши» грейдерами формируют валы. Далее в зависимости от местонахождения дороги снег либо перебрасывают подальше от дороги с помощью спецтехники, либо загружают в машины для отправки на временное хранение или утилизацию. И так повторяется до тех пор, пока не прекратится снегопад.
Кстати, на уборку 6-сантиметрового слоя снега коммунальным службам отпущено два дня. Если же снегопад окажется ещё обильнее, то до четырёх дней.
В топку!
К слову, к утру коммунальщики должны позаботиться о том, чтобы на обочинах, где сформированы снежные валы, появились разрывы на подходе к пешеходным переходам и остановкам.
Но до рассвета ещё далеко, и дорожники продолжают вывозить снег с городских улиц. В Казани есть 15 площадок для временного складирования сугробов, также снег везут на снегоплавильные станции. Одна из шести таких станций – самая крупная – находится на проспекте Победы. Ночами сюда свозят сотни тонн снега. Здесь расположены три установки плавления, каждая из которых может утилизировать до 2700 тонн снега в сутки – а это около 540 (!) гружёных машин.
«В основном сюда свозят снег из Приволжского и Советского районов, а так же с некоторых центральных улиц, - говорит Марат Салахов, первый замруководителя МУП «Водоканал». - Мы принимаем любой снег – свежевыпавший, а также смешанный с реагентами, мусором. Ведь в процессе уборки улиц, очистить его от мусора невозможно. Перед попаданием в плавильную установку в контейнерах отсеивается крупногабаритный мусор и остатки песка».
По сути, плавильная установка – это яма, над которой установлена решётка. Машина выгружает снег на решётку, а затем трактор утрамбовывает его до тех пор, пока он полностью не провалится в яму. Эта яма состоит из нескольких отсеков. Первый отсек оборудован соплами, куда под напором подаётся хозфекальная вода из канализации. Её температуры – около 20 градусов – достаточно, чтобы расплавить снег. Вместе с канализационными стоками талая вода попадает во второй отсек, где установлены пескоуловители. Здесь песок оседает на дно, а вода попадает в третий отсек – на очистные сооружения «Водоканала».
В городе также работают передвижные снегоплавильные установки, которые за сутки могут утилизировать до 80 тонн снега. Чтобы эти агрегаты не мешали горожанам спать, их устанавливают подальше от жилых домов – около стадионов, на площадке возле НКЦ «Казань» и в других местах.
15 копеек за год уборки
Такую схему уборки снега разработали ещё в 2011 году после аномальных снегопадов 2010 года, когда за сутки на дороги могло нападать до 30 (!) см снега. За пять зим система зарекомендовала себя настолько, что за опытом в Казань стали ездить из других регионов и городов-миллионников. Вот уже пятый год без сбоев на дорогах города работает техника, закупленная в рамках Комплексной программы по внедрению новой технологии содержания дорог.
«В предыдущие годы на средства бюджета РТ мы приобрели снегоуборочную технику, построили снегоплавильные камеры, - отметил Ильсур Метшин, мэр Казани, который также ночью инспектирует работу дорожных служб. – В итоге техника стала работать эффективнее, сократились сроки вывоза снега, удалось повысить зарплату дорожникам. Оснащение машинами позволяет справиться с любым снегопадом. Хотя это не значит, что если выпал снег, то дороги будут расчищать прямо в час пик. Есть затруднения на дорогах, связанные со снегопадами. Но созданная пять лет назад система уборки улиц работает эффективно».
К тому же, как уточнил Игорь Куляжев, председатель комитета внешнего благоустройства исполкома Казани, средняя годовая стоимость уборки 1 квадратного метра дорог в Казани в пять раз ниже, чем в Москве – 15 и 75 копеек соответственно. Да и реагента на дорогах столицы Татарстана в 16 раз меньше, чем на московских улицах, что значительно экологичнее. На дорогах второй и третьей категории, а также в посёлках Казани обычно используют песко-соляную смесь.
Игорь Куляжев также отметил, что срок службы дорожной техники, работающей в Казани, достигает 7 лет. Так что через пару лет нужно снова думать об обновлении парка. Пока же дорожники уверяют, что машины их не подводят. Значит, и снегопады казанцам не страшны.