Премьера спектакля «Флешка, рэп и любовь» (18+) состоялась на сцене Татарского театра драмы и комедии имени Тинчурина. Это первая в истории рэп-опера, которая ставится на сцене татарского театра.
Предельно открыты
Рэп-оперу поставили по пьесе драматурга, режиссёра Ильгиза Зайниева, созданной специально для театра Тинчурина. По словам автора, таких пьес он ещё никогда не писал – для Зайниева это был экспериментальный формат.
![Афаринов майнит криптовалюту и таткоины.](https://static1-repo.aif.ru/1/de/2626346/c/3497e3a0a7fd1d809ec8ba992bac2fff.jpg)
Действие происходит в одном из спальных районов Казани. В одной из самых обычных квартир молодой человек по фамилии Афаринов (заслуженный артист Татарстана Зульфат Закиров) майнит криптовалюту и таткоины, хранит их на флешке и метает о роскошной жизни в Дубае. Его сверстник Башбаштаков мечтает стать знаменитым и для этого пишет незамысловатую музыку, которую тоже хранит на флешке.
![Рэп в спектакле танцует даже бизнесмен Ристанов - народный артист Татарстана Рамиль Минханов.](https://static1-repo.aif.ru/1/1b/2626342/c/9c1f13674c6f2deafb7ed25c230b9f57.jpg)
В это же время его друг Моннулин случайно встречает свою бывшую девушку - первую любовь. Флэшка, рэп или любовь - что окажется важнее?
Рэп в спектакле исполняют сами тинчуринцы – приглашённых артистов в этой постановке нет. Хореограф Марат Казиханов не просто учил актёров двигаться в определённом стиле, он стремился, чтобы актёры передали через свою игру саму культуру хип-хопа.
Главный режиссёр театра имени Тинчурина Туфан Имамутдинов говорит, что, работая над постановкой, он и его коллеги пытались понять современную молодёжь, их проблемы.
«Казань – молодёжный, студенческий город. Однако театрального контента для молодёжи в нашем городе не так много, – считает Туфан Имамутдинов. – Часто можно видеть, как молодые люди надевают наушники, слушают музыку и уходят в какой-то свой мир.
Думаю, чтобы понять, какой жизнью живут молодые люди, надо посмотреть соцсети – чем молодёжь делится в интернете с друзьями, с подписчиками, где ставят лайки…
С молодыми нужно говорить на их языке, поэтому и был выбран рэп. Эта уличная культура сейчас снова в тренде. Когда человек читает рэп, он открыто говорит о своих проблемах. И в нашем спектакле герои тоже предельно открыты. Мы решили поставить спектакль с очень простым сюжетом, как само направление рэп. Поднимаем такие проблемы молодёжи, как проживание жизни впустую, гонка за лёгкой жизнью. И пытаемся очень искренне поговорить на эти темы».
![Здание, котором находится Тинчуринский театр построено в 1850 г. «Было необычно увидеть бунтарскую молодёжную постановку в таком классическом здании», поделились впечатлениями о премьере зрители.](https://static1-repo.aif.ru/1/bb/2626364/c/9e84285fc656117d7e234a7aee7bf2a7.jpg)
Что такое хорошо?
Художник Лилия Имамутдинова выбрала для сценографии формат 2D – то есть мир в спектакле выглядит очень плоским. Есть два полюса – хорошо и плохо, как часто считают склонные к максимализму подростки. Но при этом картины жизни меняются быстро, внезапно. Для этого в спектакле используется принцип перелистывания ленты.
И стилистика, и подача текста в спектакле схожи с рэперским стилем, речитативом, потому что постановка основана на песнях первой татарской рэп-группы Ittifaq (в переводе с арабского означает «единение»). Свой первый альбом «Бәлки» (в переводе с татарского – «может быть, возможно, вероятно») эта группа выпустила ещё в 2007 году.
«На мой взгляд, первые альбомы группы Ittifaq были протестными. И рэп сам по себе – протестная история – эта музыка поднимает проблемы, которые надо решать, – отмечает Туфан Имамутдинов. – Сейчас композиции стали более лирическими. Они о любви, о расставаниях, о счастье, о друзьях».
«Чтобы передать атмосферу 2005–2007 годов, звучание того времени, мы занялись медиаархеологией – пересмотрели свою старую почту и нашли две оригинальные инструментальные композиции наших старых песен. Сейчас они задействованы в спектакле, – рассказал основатель группы Ittifaq Ильяс Гафаров. – Вошёл в постановку и материал, который мы раньше показывали только друзьям. Он лежал у нас в архиве и ждал своего времени».
Эффект 25-го кадра
В рэп-опере 11 персонажей. У всех говорящие фамилии. Так, героиню артистки Гузель Галиуллиной зовут Матурова («матур» в переводе с татарского «красивая»). Фамилия Башбаштаков происходит от слова «башбаштак», которое можно перевести как «самозванец». Секьюрити одного из героев зовут Саклаев (саклау - в переводе с татарского «охрана»).
![](https://aif-s3.aif.ru/images/034/127/de458273ed4baedf4ee55fdb2f3838ac.jpg)
По словам артистки, сюжет рэп-оперы лишь на первый взгляд кажется простым. Гузель считает, что самое важное для актёра в этом спектакле – почувствовать грань между лёгким и глубоким и соблюдать этот баланс.
Речитативом по жизни. Татарский театр впервые поставил рэп-оперу
В день премьеры спектакля «Флешка, рэп и любовь» на онлайн-площадках вышел новый альбом этой рэп-группы.
Артисты показали, как современная молодёжь гонится за какими-то пустыми деньгами, пытаясь добиться успеха, не работая при этом. Им противостоит герой - простой мужчина, который постоянно трудится - ему даже 70 профессий мало.
«Театр Тинчурина отличается тем, что он всегда экспериментирует, - отмечает татарский общественный деятель, театральный режиссёр, педагог, писатель, драматург, публицист и сатирик Рабит Батулла. - Конечно же, каждый театр должен экспериментировать. Но театр Тинчурина в этом плане особенный. Коллектив во главе с главным режиссёром Туфаном Имамутдиновым постоянно придумывают новые формы, разрабатывают новые темы. Режиссёр Имамутдинов всегда вызывает споры. Поставленный им спектакль «Әлиф» о судьбе татарского языка в 2018 году завоевал «Золотую маску». Станцевавший в этом спектакле буквы татарского алфавита хореограф из Казани Нурбек Батулла получил главную национальную театральную премию в номинации «Балет - Современный танец». Думаю, спектакль «Флешка, рэп и любовь» найдёт своего зрителя, будет интересен не только молодёжи.
Название стиля хип-хоп переводится с английского как «подъём – скачок». Эта ритмичная музыка обычно сопровождается рэпом – ритмичной и рифмованной речью. Хип-хоп культура возникла в афроамериканской среде в конце 1960-х годов в США.
«Флешка, рэп и любовь» – третья премьера в 90-м юбилейном сезоне Тинчуринского театра, после трагикомедии «Җан Баевич» (12+) по произведению Гаяза Исхаки и концерта-посвящения татарскому народу «Синең хакта…» («Во имя любви…») (12+).