Примерное время чтения: 10 минут
176

Таткоины или любовь? В татарском театре впервые поставили рэп-оперу

Моннулин (артист Салават Хабибуллин) и Матурова (артистка Гузель Галиуллина).
Моннулин (артист Салават Хабибуллин) и Матурова (артистка Гузель Галиуллина). Театр Тинчурина

Премьера спектакля «Флешка, рэп и любовь» (18+)  состоялась на сцене Татарского театра драмы и комедии имени Тинчурина. Это первая в истории рэп-опера, которая ставится на сцене татарского театра.

Предельно открыты

Рэп-оперу поставили по пьесе драматурга, режиссёра Ильгиза Зайниева, созданной специально для театра Тинчурина. По словам автора, таких пьес он ещё никогда не писал – для Зайниева это был экспериментальный формат.

Афаринов майнит криптовалюту и таткоины.
Афаринов, в роли которого заслуженный артист Татарстана Зульфат Закиров, майнит криптовалюту и таткоины. Фото: Театр Тинчурина

Действие происходит в одном из спальных районов Казани. В одной из самых обычных квартир молодой человек по фамилии Афаринов (заслуженный артист Татарстана Зульфат Закиров) майнит криптовалюту и таткоины, хранит их на флешке и метает о роскошной жизни в Дубае. Его сверстник Башбаштаков мечтает стать знаменитым и для этого пишет незамысловатую музыку, которую тоже хранит на флешке.

Рэп в спектакле танцует даже бизнесмен Ристанов - народный артист Татарстана Рамиль Минханов.
Рэп в спектакле танцует даже бизнесмен Ристанов - народный артист Татарстана Рамиль Минханов. Фото: Театр Тинчурина

В это же время его друг Моннулин случайно встречает свою бывшую девушку -  первую любовь. Флэшка, рэп или любовь - что окажется важнее?

 Рэп в спектакле исполняют сами тинчуринцы – приглашённых артистов в этой постановке нет. Хореограф Марат Казиханов не просто учил актёров двигаться в определённом стиле, он стремился, чтобы актёры передали через свою игру саму культуру хип-хопа.

Главный режиссёр театра имени Тинчурина Туфан Имамутдинов говорит, что, работая над постановкой, он и его коллеги пытались понять современную молодёжь, их проблемы.

Слева направо: директор театра имени Тинчурина Фанис Мусагитов, артистка Гузель Галиуллина, главный режиссёр Туфан Имамутдинов.
Слева направо: директор театра имени Тинчурина Фанис Мусагитов, артистка Гузель Галиуллина, главный режиссёр Туфан Имамутдинов. Фото: Театр Тинчурина

«Казань – молодёжный, студенческий город. Однако театрального контента для молодёжи в нашем городе не так много, – считает Туфан Имамутдинов. – Часто можно видеть, как молодые люди надевают наушники, слушают музыку и уходят в какой-то свой мир.

Думаю, чтобы понять, какой жизнью живут молодые люди, надо посмотреть соцсети – чем молодёжь делится в интернете с друзьями, с подписчиками, где ставят лайки…

С молодыми нужно говорить на их языке, поэтому и был выбран рэп. Эта уличная культура сейчас снова в тренде. Когда человек читает рэп, он открыто говорит о своих проблемах. И в нашем спектакле герои тоже предельно открыты. Мы решили поставить спектакль с очень простым сюжетом, как само направление рэп. Поднимаем такие проблемы молодёжи, как проживание жизни впустую, гонка за лёгкой жизнью. И пытаемся очень искренне поговорить на эти темы».

Здание, котором находится Тинчуринский театр построено в 1850 г. «Было необычно увидеть бунтарскую молодёжную постановку в таком классическом здании», поделились впечатлениями о премьере зрители.
Здание, в котором находится Тинчуринский театр построено в 1850 г. «Было необычно увидеть бунтарскую молодёжную постановку среди классической архитектуры», поделились впечатлениями о премьере зрители. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Что такое хорошо?

Художник Лилия Имамутдинова выбрала для сценографии формат 2D – то есть мир в спектакле выглядит очень плоским. Есть два полюса – хорошо и плохо, как часто считают склонные к максимализму подростки. Но при этом картины жизни меняются быстро, внезапно. Для этого в спектакле используется принцип перелистывания ленты.

И стилистика, и подача текста в спектакле схожи с рэперским стилем, речитативом, потому что постановка основана на песнях первой татарской рэп-группы Ittifaq (в переводе с арабского означает «единение»). Свой первый альбом «Бәлки» (в переводе с татарского – «может быть, возможно, вероятно») эта группа выпустила ещё в 2007 году.

«На мой взгляд, первые альбомы группы Ittifaq были протестными. И рэп сам по себе – протестная история – эта музыка поднимает проблемы, которые надо решать, – отмечает Туфан Имамутдинов. – Сейчас композиции стали более лирическими. Они о любви, о расставаниях, о счастье, о друзьях».

Основатель первой татарской рэп-группы Ittifaq, на песнях которой основана постановка, Ильяс Гафаров
Основатель первой татарской рэп-группы Ittifaq, на песнях которой основана постановка, Ильяс Гафаров Фото: Театр Тинчурина

«Чтобы передать атмосферу 2005–2007 годов, звучание того времени, мы занялись медиаархеологией – пересмотрели свою старую почту и нашли две оригинальные инструментальные композиции наших старых песен. Сейчас они задействованы в спектакле, – рассказал основатель группы Ittifaq Ильяс Гафаров. – Вошёл в постановку и материал, который мы раньше показывали только друзьям. Он лежал у нас в архиве и ждал своего времени».

Эффект 25-го кадра

В рэп-опере 11 персонажей. У всех говорящие фамилии. Так, героиню артистки Гузель Галиуллиной зовут Матурова («матур» в переводе с татарского «красивая»). Фамилия Башбаштаков происходит от слова «башбаштак», которое можно перевести как «самозванец». Секьюрити одного из героев зовут Саклаев (саклау - в переводе с татарского «охрана»).

«Петь в спектаклях для нас, конечно, не впервые. Но исполнение в стиле рэп стало новым, непростым опытом, – признаётся Гузель Галиуллина. – Рэп это не вокал, тут нужно читать текст в определённом темпе, который постоянно меняется. Для этого актёру нужно иметь хорошее чувство ритма».

По словам артистки, сюжет рэп-оперы лишь на первый взгляд кажется простым. Гузель считает, что самое важное для актёра в этом спектакле – почувствовать грань между лёгким и глубоким и соблюдать этот баланс.

«В постановке есть свой 25-й кадр, то есть смысл, который зритель не осознаёт, но который остаётся в подсознании, – уверен директор театра имени Тинчурина Фанис Мусагитов. – Думаю, этот спектакль будет интересен не только молодёжи, но и старшему поколению. Рэп, хип-хоп зарождались в нашей стране десятки лет назад. На музыке первой татарской рэп-группы Ittifaq уже выросли два поколения. Людям, которые начинали слушать эту группу, сейчас 40–45 лет. Им будет интересно окунуться в то время, когда они были подростками».

В день премьеры спектакля «Флешка, рэп и любовь» на онлайн-площадках вышел новый альбом этой рэп-группы.

«Было необычно увидеть бунтарскую молодёжную постановку среди классической архитектуры (здание, котором находится Тинчуринский театр построено в 1850 г. - Авт.), - поделился впечатлениями о премьере 23-летний зритель Никита. - В первую очередь понравилось в спектакле общение со зрителями, а также интересный юмор, обыгранный в современных реалиях.

Артисты показали, как современная молодёжь гонится за какими-то пустыми деньгами, пытаясь добиться успеха, не работая при этом. Им противостоит герой - простой мужчина, который постоянно трудится - ему даже 70 профессий мало.

«Мне этот спектакль кажется немного сюрреалистичным, если сравнивать его с теми постановками в татарском театре, которые я видел раньше, - высказался 32-летний житель Казани Исмаил. На мой взгляд, эта постановка крутой ход театра, дабы выйти на новый уровень, на новую аудиторию. Спектакль показывает новые, непривычные возможности театра. После этой постановки очень захотелось посмотреть, что они играют другого - в других жанрах.

«Театр Тинчурина отличается тем, что он всегда экспериментирует, - отмечает татарский общественный деятель, театральный режиссёр, педагог, писатель, драматург, публицист и сатирик Рабит Батулла. - Конечно же, каждый театр должен экспериментировать. Но театр Тинчурина в этом плане особенный. Коллектив во главе с главным режиссёром Туфаном Имамутдиновым постоянно придумывают новые формы, разрабатывают новые темы. Режиссёр Имамутдинов всегда вызывает споры. Поставленный им спектакль «Әлиф» о судьбе татарского языка в 2018 году завоевал «Золотую маску». Станцевавший в этом спектакле буквы татарского алфавита хореограф из Казани Нурбек Батулла получил главную  национальную театральную премию в номинации «Балет - Современный танец». Думаю, спектакль «Флешка, рэп и любовь» найдёт своего зрителя, будет интересен не только молодёжи.

НА ЗАМЕТКУ

Название стиля хип-хоп переводится с английского как «подъём – скачок». Эта ритмичная музыка обычно сопровождается рэпом – ритмичной и рифмованной речью. Хип-хоп культура возникла в афроамериканской среде в конце 1960-х годов в США.

«Флешка, рэп и любовь» – третья премьера в 90-м юбилейном сезоне Тинчуринского театра, после трагикомедии «Җан Баевич» (12+) по произведению Гаяза Исхаки и концерта-посвящения татарскому народу «Синең хакта…» («Во имя любви…») (12+).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах