Первая весть о строительстве нового здания театра Камала разнеслась в феврале 2022 года, когда был организован международный конкурс на самый лучший проект.
На международном архитектурно-строительном форуме «Казаныш» представители архитектурного мира обсудили судьбу театра Камала. Само собой мероприятие было организовано в колыбели татарской культуры. О том, какое будущее готовят центру культурной жизни Казани читайте в материале kazan.aif.ru.
Настоящее и будущее
Первая весть о строительстве нового здания театра Камала разнеслась в феврале 2022 года, когда был организован международный конкурс на самый лучший проект. Среди десятков участников была выбрана команда известной московской архитектурной фирмы «Wowhouse», которую возглавляет Олег Шапиро. Архитектор представил проект строительства, внешний вид которого будет напоминать удивительный ледяной цветок, возникающий при сильном морозе и ветре.
Однако, спустя почти год после объявления победителя, появилась информация о нескольких незначительных изменениях, затрагивающих как экстерьер, так и интерьер театра, а также прилегающую территорию. Одним из главных изменений стало решение отказаться от парковки возле театра. Вместо нее планируется создать уникальный театральный сад, который не только предоставит возможность для прогулок, но и станет площадкой для театральных представлений и перформансов.
По словам Шапиро, представленный проект является самым большим в мире на сегодняшний день, охватывая площадь в 57 000 квадратных метров. К примеру, Сиднейский оперный театр использует территорию в 22 000 квадратных метров. Архитектор уточнил, что при проектировании учитывались строительные технологи и гидрологические особенности с солнечным светом, а также потребности в транспортировке декораций.
Шапиро заверил, что изменения в проекте не являются результатом политических или экономических диспутов, а скорее нацелены на усовершенствование проекта с учетом новых обстоятельств.
Отказ от парковки возле театра вызвал некоторые вопросы, однако специалист пояснил, что в городе имеется развитая система общественного транспорта и немалое количество городских парковок. В качестве доказательств он привел пример знаменитого миланского оперного театра Ла Скала, при котором подобная инфраструктура просто отсутствует. Тем не менее, для желающих приехать на автомобиле всегда найдется альтернатива.
Облик цветка
«Ледовые кристаллы» театра Камала 2.0 будут сформированы из стеклянных поверхностей. В народе обновленный облик уже прозвали ледяным цветком. По словам специалистов, уникальный ледяной эффект будет достигаться за счет стеклянных панелей на фасаде здания. Летом они будут отражать природу, подстраиваясь под окружающую среду того дня.
«У архитекторов стояла четкая задача - отразить во внешнем и внутреннем облике театра национальный колорит места, в котором его строят», - отметила глава департамента спецпроектов Института развития городов РТ Зиля Гарипова.
Национальный колорит передали с помощью оформления ритмично повторяющихся рисунков, которые после масштабируют на большой поверхности. При их помощи специалисты смогут разделить фойе каждого зала, коих в новом здании будет три - главный зал, черный ящик для театральных экспериментов и круглый зал, визуально напоминающий озеро Кабан. Общая вместимость составит 1 370 мест. Все три зала будут объединены большим и открытым вестибюлем, которые украсят 12-метровые светящиеся лепестки с национальным узором.
«Все залы выполнены максимально лаконично для того, чтобы не отвлекаться от действия, но сложно говорить про какую-то другую идентичность, когда это национальный татарский театр», - отметил Шапиро.
Художник Наиля Кумысникова, отвечающая за визуальное оформление, рассказала о том, что проект вдохновлен озером Кабан и стремится создать атмосферу «сокровища». Стены здания будут отражать свет так же, как стекла на воде, создавая впечатление переливающихся цветов. Однако использование татарских национальных мотивов и украшений будет только намеками и оттенками, чтобы подчеркнуть значимость местного наследия, сохраняя при этом эстетику и стиль проекта.
На третьем этаже здания разместятся гримерные и репетиционные залы для сотрудников театра. По зданию они смогут перемещаться при помощи лифтов.
«Часто слышим вопрос: а зачем вам переезжать? Многие люди просто не понимают, насколько тяжело актерскому составу в тесных гримерных комнатах или без репетиционного зала. Мы были очень рады новости о новом здании для нашего театра», - рассказал заместитель директора по маркетингу и пиару театра имени Камала Ильшат Латыпов.
Парк и театр в нем
Архитекторы приняли решение благоустроить вокруг театра сад. На крышу 8-этажного здания, высота которого достигнет 13 метров, для всех посетителей откроют доступ.
Касательно будущего театрального парка, руководитель архитектурного бюро «Архдесант» Дарья Климова уточнила, что главная задача в настоящее время - найти правильное применение для парка и достичь гармоничного сочетания «театр-парк-набережная». Она подчеркнула необходимость связи парка с самим театром и прилегающей набережной, а также важность учета всех деталей использования территории. Однако пока конкретные планы не раскрываются, и решение о наличии фигуры Камала в самом театре не принято.
Архитекторы точно решили одно – это перенос уличной сцены, где будут проводиться представления, чтобы избежать возможных проблем с соседними репетиционными и театральными сценами. Также проект предполагает изменения визуальной концепции театра для его соответствия с окружающей территорией.
Архитектура и время
«Архитектура должна отражать эпоху времени. Вся советская архитектура отражает эпоху. Самое главное, чтобы проект отражал время, в которое был возведен. Люди и через 50 лет должны в нем сориентироваться. Эпоха должна отражать строительное искусство, материалы, их качество и сложные решения, которые можно решить на данный момент. Архитекторы могут нарисовать что угодно и отдать конструкторам. Но у строителей этого времени может и не быть необходимых компетенций», - рассказывает старший преподаватель кафедры реконструкции, реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры КГАСУ Наиля Шавалиева.
Новый театр Камала будет выполнен в стеклянном стиле. Его можно отнести к более современному, нежели архаичному. По словам специалиста, в новом проекте отсутствует связь внутреннего и внешнего пространства.
«Когда смотришь интерьер, такое ощущение, что фасад совершенно другой должен быть. Внутри все обтекаемое, мягкое, немножечко ватное, а внешне мы видим стекло и осколки. Нет созвучности, единства внешнего и внутреннего содержания. Мне нравится большое количество стекла и то, как здание связано с окружающим миром. На эскизе у объекта огромная эксплуатируемая кровля. Сразу видно, что проектировал кто-то не из наших краев. В Татарстане отопительный сезон длится девять месяцев. Представьте эксплуатируемую кровлю в наши минуса... С утилитарной точки зрения здание немного не для нашего климата. Объект должен быть более криптоклиматическим и емким», - подытожила архитектор.
Наиля Шавалиева считает, что национальный компонент очень трудно внедрить в архитектурный проект. Архитектура все-таки это понятие интернациональное. В театре должны быть веяния из вне. Что-то национальное можно внести по частям, однако образ не может быть полностью национальным.