aif.ru counter
420

На высокой ноте. Рашид Калимуллин о живой музыке и прямоугольной скрипке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Татарстан 09/02/2016
Фото из личного архива. / АиФ

Композитор Рашид Калимуллин о живой музыке, экономике и прямоугольной скрипке

От Ватикана до Вьетнама

Рашид Калимуллин - один из немногих российских композиторов, чья музыка постоянно звучит в концертных залах мира. Да он и сам «человек-оркестр»: играет на ударных, на фортепиано, саксофоне, кларнете, баяне, владеет одним из старейших инструментов в мире - австралийским диджериду. Собрал уникальную коллекцию из более чем 500 раритетных музыкальных инструментов. Среди них - датированная 1812 г. итальянская мандолина и прямоугольная скрипка. «У такой скрипки более низкий тембр», - объясняет Калимуллин.

- Рашид Фагимович, в декабре 2015 года вас избрали председателем Союза композиторов РФ, который возглавляли Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Родион Щедрин, Владислав Казенин. Какие задачи собираетесь решать вы?

Татарстанские музыканты востребованы на лучших сценах мира. Фото: АиФ/ Фото из личного архива.

- Нужно быть не только творческим человеком, но и хорошим менеджером. Татарстанский союз - одна из сильнейших организаций в стране. Мы пионеры во многих вопросах, прежде всего, в международной деятельности. К сожалению, в Союзе композиторов РФ она в последние годы свелась к нулю. А мы, наоборот, развивались. Больше пяти лет проводим фестиваль «Жемчужины татарской и русской музыки», благодаря ему татарскую музыку исполняют лучшие зарубежные коллективы в лучших залах Европы и мира. Она звучала в «Konzerthaus Berlin» в исполнении Международного симфонического оркестра Германии, в зале «Гевандхаус» Лейпцига, в королевском дворце Стокгольма, в концертном зале Ватикана в Риме, Флоренции, в знаменитом зале «Royal Festival Hall» в Лондоне. Прозвучать там - уже, значит, стать знаменитым.

Мы 16 лет входим в Ассоциацию современной музыки (штаб-квартира в Амстердаме). Недавно вступили в Азиатскую Лигу композиторов (штаб-квартира в Токио), причём на правах организации, представляющей отдельно взятую страну. Прошлой осенью Дни азиатской музыки прошли в Маниле. В этом году они состоятся во Вьетнаме, потом – в Южной Корее. Это даёт возможность нашим композиторам звучать в разных странах этого огромного региона.

С 1993 года проводим фестиваль «Европа – Азия», в 2014-м он впервые состоялся во Вьетнаме при личной поддержке Президента Вьетнама. В Союзе композиторов России необходимо возродить международное направление, чтобы имидж наших композиторов соответствовал общему уровню нашей страны.

Согреть душу

- По вашей инициативе в Казани создали Центр современной музыки Софии Губайдулиной. Её музыка очень своеобразна. Какие стили востребованы сегодня?

500 раритетных музыкальных инструментов в его архиве. Фото: АиФ/ Фото из личного архива.

- В советские годы нужно было писать в духе соцарта. Посвящённые КПСС, Ленину материалы всегда приветствовались. А Губайдулина всегда была другая. Писала непонятную по тем временам музыку. Она считалась инженерной, конструктивной, надуманной, без души и т. д.… Но поменялась политическая система, мы стали более открытыми, теперь каждый художник имеет право выражаться в том стиле, который ему близок. Если человека это трогает за душу, не имеет значения, в каком стиле написано.

Сейчас интерес к авангардной музыке поубавился. Может быть, поэтому во всём мире сегодня ценится настоящая живая музыка, как и одежда из натуральных тканей, экологичные продукты.

Кстати, сама София Губайдулина не считает себя авангардным композитором. Хотя для многих её язык не понятен, у неё есть потрясающие по силе воздействия сочинения, которые не то, что греют душу - человек начинает думать о существовании мира, о тонких материях.

- И под её музыку к мультфильму «Маугли» тоже?

- Это немного другая ипостась творчества Софии Губайдулиной. Как рассказывала сама София, в советские времена, она и другие композиторы писали музыку и к мультфильмам, кинофильмам, чтобы выжить. Если у кого-то заказов было больше, он делился ими с коллегами...

Сейчас чувствуется влияние киномузыки на молодых композиторов, потому что у людей клиповое мышление - надо быстро получить информацию. Музыка современных композиторов более концентрированная, чем та, которую писали в XVIII – XIX вв. и даже первой половине XX в. Тогда темпы были более медленные, сейчас они другие. Неслучайно Татарский театр сделал ремикс оперы Назиба Жиганова «Муса Джалиль», ориентируясь на современного слушателя.

Рашида Калимуллина называют человеком-оркестром. Фото: АиФ/ Фото из личного архива.

Кто-то, наоборот, работает в более медленном ритме. Композитор Ренат Хакимов купил небольшой дом в Сибири, в деревне, где нет даже электричества. Когда сходят снега, он уезжает туда. Туда приезжают его друзья, творческие люди. Итогом одной из таких встреч стал концерт в Казани16 января. Там звучала музыка - «Три тофаларских напева». Тофалары – тюрки, живущие в отдалённых местах Сибири, куда можно попасть только на вертолёте. Их осталось очень мало. Получилось потрясающее произведение – композитор сохранил артефакты, которые завтра могут исчезнуть.

Птицы над Кремлём

- И всё же на первое место выходит терапевтическая роль музыки – люди много работают, им нужен релакс. И это всё?

- Думаю, сейчас в свете чудовищных событий на Ближнем Востоке, в Украине, как никогда, нужна музыка, несущая позитив и гуманизм – в ней может быть и релакс, и драматизм, и то, что заставляет думать. Миром звуков можно очень серьёзно влиять на людей. Но боюсь, что музыка, которую мы слышим в повседневной жизни, как и телеэфир, страшно засорена. Когда человек слышит один негатив, когда вся жизнь построена на неверии и недоверии – это очень угнетает…

Фото: АиФ/ Фото из личного архива.

Черчиллю в годы Второй мировой войны принесли проект бюджета страны. И он первым делом спросил, почему там не отражены расходы на культуру. Ему возразили: «Война же идёт…». «Но тогда зачем, во имя чего мы воюем?» - удивился британский премьер.

- Вы много выступаете в республике. Ходит ли на концерты молодёжь?Культура напрямую влияет на экономику. В Японии, Германии развитие культуры шло параллельно с развитием экономики. И поэтому экономика сильная. Лучшие оркестры сегодня в Германии, эта же страна отличается высокой культурой производства, производительность труда там в 4-5 раз выше, чем в России.

- В музыкальную школу Зеленодольска, например, не попасть, там конкурс – так велико желание учиться. В дополнение к музыкальным школам системы минкульта открылись школы системы минобразования при общеобразовательных школах. А на концерты как ходят люди! Неважно, наши это проекты, или ГСО РТ, консерватории, ГБКЗ им.С.Сайдашева или оперного театра. Нигде нет пустых залов.

В последние годы я пишу много музыки для детей. Многие пьесы рассчитаны на интерактивное общение с детьми. В цикле «Любимая Казань», например, рассказываю о знаковых местах Казани. Люблю по утрам гулять по старому городу. И однажды поймал тот момент, когда жизнь просыпается, солнце поднимается, и вдруг птицы летят над Кремлём. Эту картину я изобразил в фортепианной пьесе «Птицы парят над Кремлём».

 Слушая её, мы с детьми изучаем параллельно географию, другие дисциплины. Думаю, что среди них будет очень немного таких, кто станет заниматься какими-то нехорошими делами…

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 7 читаемых

Самое интересное в регионах