Композитор Рашид Калимуллин о живой музыке, экономике и прямоугольной скрипке
От Ватикана до Вьетнама
Рашид Калимуллин - один из немногих российских композиторов, чья музыка постоянно звучит в концертных залах мира. Да он и сам «человек-оркестр»: играет на ударных, на фортепиано, саксофоне, кларнете, баяне, владеет одним из старейших инструментов в мире - австралийским диджериду. Собрал уникальную коллекцию из более чем 500 раритетных музыкальных инструментов. Среди них - датированная 1812 г. итальянская мандолина и прямоугольная скрипка. «У такой скрипки более низкий тембр», - объясняет Калимуллин.
- Рашид Фагимович, в декабре 2015 года вас избрали председателем Союза композиторов РФ, который возглавляли Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Родион Щедрин, Владислав Казенин. Какие задачи собираетесь решать вы?
- Нужно быть не только творческим человеком, но и хорошим менеджером. Татарстанский союз - одна из сильнейших организаций в стране. Мы пионеры во многих вопросах, прежде всего, в международной деятельности. К сожалению, в Союзе композиторов РФ она в последние годы свелась к нулю. А мы, наоборот, развивались. Больше пяти лет проводим фестиваль «Жемчужины татарской и русской музыки», благодаря ему татарскую музыку исполняют лучшие зарубежные коллективы в лучших залах Европы и мира. Она звучала в «Konzerthaus Berlin» в исполнении Международного симфонического оркестра Германии, в зале «Гевандхаус» Лейпцига, в королевском дворце Стокгольма, в концертном зале Ватикана в Риме, Флоренции, в знаменитом зале «Royal Festival Hall» в Лондоне. Прозвучать там - уже, значит, стать знаменитым.
Мы 16 лет входим в Ассоциацию современной музыки (штаб-квартира в Амстердаме). Недавно вступили в Азиатскую Лигу композиторов (штаб-квартира в Токио), причём на правах организации, представляющей отдельно взятую страну. Прошлой осенью Дни азиатской музыки прошли в Маниле. В этом году они состоятся во Вьетнаме, потом – в Южной Корее. Это даёт возможность нашим композиторам звучать в разных странах этого огромного региона.
С 1993 года проводим фестиваль «Европа – Азия», в 2014-м он впервые состоялся во Вьетнаме при личной поддержке Президента Вьетнама. В Союзе композиторов России необходимо возродить международное направление, чтобы имидж наших композиторов соответствовал общему уровню нашей страны.
Согреть душу
- По вашей инициативе в Казани создали Центр современной музыки Софии Губайдулиной. Её музыка очень своеобразна. Какие стили востребованы сегодня?
- В советские годы нужно было писать в духе соцарта. Посвящённые КПСС, Ленину материалы всегда приветствовались. А Губайдулина всегда была другая. Писала непонятную по тем временам музыку. Она считалась инженерной, конструктивной, надуманной, без души и т. д.… Но поменялась политическая система, мы стали более открытыми, теперь каждый художник имеет право выражаться в том стиле, который ему близок. Если человека это трогает за душу, не имеет значения, в каком стиле написано.
Сейчас интерес к авангардной музыке поубавился. Может быть, поэтому во всём мире сегодня ценится настоящая живая музыка, как и одежда из натуральных тканей, экологичные продукты.
Кстати, сама София Губайдулина не считает себя авангардным композитором. Хотя для многих её язык не понятен, у неё есть потрясающие по силе воздействия сочинения, которые не то, что греют душу - человек начинает думать о существовании мира, о тонких материях.
- И под её музыку к мультфильму «Маугли» тоже?
- Это немного другая ипостась творчества Софии Губайдулиной. Как рассказывала сама София, в советские времена, она и другие композиторы писали музыку и к мультфильмам, кинофильмам, чтобы выжить. Если у кого-то заказов было больше, он делился ими с коллегами...
Сейчас чувствуется влияние киномузыки на молодых композиторов, потому что у людей клиповое мышление - надо быстро получить информацию. Музыка современных композиторов более концентрированная, чем та, которую писали в XVIII – XIX вв. и даже первой половине XX в. Тогда темпы были более медленные, сейчас они другие. Неслучайно Татарский театр сделал ремикс оперы Назиба Жиганова «Муса Джалиль», ориентируясь на современного слушателя.
Кто-то, наоборот, работает в более медленном ритме. Композитор Ренат Хакимов купил небольшой дом в Сибири, в деревне, где нет даже электричества. Когда сходят снега, он уезжает туда. Туда приезжают его друзья, творческие люди. Итогом одной из таких встреч стал концерт в Казани16 января. Там звучала музыка - «Три тофаларских напева». Тофалары – тюрки, живущие в отдалённых местах Сибири, куда можно попасть только на вертолёте. Их осталось очень мало. Получилось потрясающее произведение – композитор сохранил артефакты, которые завтра могут исчезнуть.
Птицы над Кремлём
- И всё же на первое место выходит терапевтическая роль музыки – люди много работают, им нужен релакс. И это всё?
- Думаю, сейчас в свете чудовищных событий на Ближнем Востоке, в Украине, как никогда, нужна музыка, несущая позитив и гуманизм – в ней может быть и релакс, и драматизм, и то, что заставляет думать. Миром звуков можно очень серьёзно влиять на людей. Но боюсь, что музыка, которую мы слышим в повседневной жизни, как и телеэфир, страшно засорена. Когда человек слышит один негатив, когда вся жизнь построена на неверии и недоверии – это очень угнетает…
Черчиллю в годы Второй мировой войны принесли проект бюджета страны. И он первым делом спросил, почему там не отражены расходы на культуру. Ему возразили: «Война же идёт…». «Но тогда зачем, во имя чего мы воюем?» - удивился британский премьер.
- Вы много выступаете в республике. Ходит ли на концерты молодёжь?Культура напрямую влияет на экономику. В Японии, Германии развитие культуры шло параллельно с развитием экономики. И поэтому экономика сильная. Лучшие оркестры сегодня в Германии, эта же страна отличается высокой культурой производства, производительность труда там в 4-5 раз выше, чем в России.
- В музыкальную школу Зеленодольска, например, не попасть, там конкурс – так велико желание учиться. В дополнение к музыкальным школам системы минкульта открылись школы системы минобразования при общеобразовательных школах. А на концерты как ходят люди! Неважно, наши это проекты, или ГСО РТ, консерватории, ГБКЗ им.С.Сайдашева или оперного театра. Нигде нет пустых залов.
В последние годы я пишу много музыки для детей. Многие пьесы рассчитаны на интерактивное общение с детьми. В цикле «Любимая Казань», например, рассказываю о знаковых местах Казани. Люблю по утрам гулять по старому городу. И однажды поймал тот момент, когда жизнь просыпается, солнце поднимается, и вдруг птицы летят над Кремлём. Эту картину я изобразил в фортепианной пьесе «Птицы парят над Кремлём».
Слушая её, мы с детьми изучаем параллельно географию, другие дисциплины. Думаю, что среди них будет очень немного таких, кто станет заниматься какими-то нехорошими делами…