2018 год в Татарстане будет посвящён Льву Толстому. Грядёт 190-летие писателя, история его семьи тесно связана с Казанью. Работа в рамках этого года поможет развитию русского языка, заявил в своём ежегодном послании президент РТ Рустам Минниханов. В чём магия Толстого и сила литературы, чем полезны «страшные» книги, «АиФ-Казань» рассказала профессор КФУ Лия Бушканец.
Понять, как жить
Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Лия Ефимовна, вы один из самых известных специалистов по Толстому в России и Европе. Чем можно объяснить огромную популярность писателя ещё при его жизни?
Лия Бушканец: Парадоксально, но Толстой, уже написавший «Войну и мир» и «Анну Каренину», не считался в России «великим писателем». На родине слава пришла после того, как его произведения на религиозные, публицистические темы были напечатаны в Америке и Европе. К концу XIX века Толстой был известен в русском обществе больше как религиозный мыслитель, философ, проповедник в широком смысле слова.
Россия конца XIX - начала XX века была страной, в которой у всех было ощущение надвигающейся катастрофы. Несмотря на экономический подъём (мы до сих пор сверяем нашу жизнь и достижения с 1913 годом), все ощущали, что страна находится на грани жуткого кризиса - не экономического, а, скорее, психологического.
Раздражение, недовольство - коррупцией, социальными отношениями, социальными лифтами, например, - чувствовалось в разных слоях общества. Наверное, когда это раздражение нарастает, оно оказывается для общества более значимым, чем экономические проблемы. В этом ощущении многие приходили к Толстому, чтобы понять, как жить. Им казалось, что он счастливый человек, который это знает.
- То есть хотели получить готовый рецепт счастья?
- Да, но Толстой всегда отвечал, что такого рецепта у него нет. Например, пацифистам, которые спрашивали, могут ли они отказаться идти в армию, он объяснял, что они должны понимать последствия своего выбора: «Готовы ли вы идти в тюрьму за свои убеждения?» То, что человек лично несёт ответственность за свои решения, Толстой доказывал всей своей жизнью.
- Политики критиковали Толстого...
На мой взгляд, что бы ни происходило, в России всё всегда идёт по кругу. По настроению, мироощущению мы сейчас близки к началу XX в. Многие материалы из газет того времени можно, изменив только орфографию, печатать сейчас. Россия в очередной раз проходит путь дикого капитализма, когда выбор между нравственным и безнравственным проходит через каждого человека.
- Почему Толстого, Чехова постоянно переводят за рубежом? Какие ещё наши авторы там популярны?
- Иностранцы отвечают так: когда читаешь Толстого, понимаешь, что он знает абсолютно всё про тебя, про всех. То же самое с Чеховым. К сожалению, многих замечательных писателей России, например Пушкина, в Европе почти не знают, потому что его поэзию невозможно перевести более или менее адекватно.
Сейчас читатели за рубежом больше интересуются XX веком, литературой андеграунда, творчеством Водолазкина, Шишкина, Пелевина, современной поэзией. Историки, литературоведы, культурологи пытаются понять, что такое современная Россия. Но в обществе этот интерес, очень сильный в годы перестройки, постепенно уходит. Сокращаются отделения славистики в Европе и Америке.
Например, раньше в армии США изучали русский, потому что это был язык «врага». И потом многие увлекались настолько, что становились учёными-славистами! Сейчас интерес падает…
Куличики из песка
- На безграмотность детей сегодня не жалуется только ленивый. Откуда она берётся?
- Детей сейчас часто отправляют в школы раннего развития, а на самом деле они должны пройти все нормальные стадии взросления: научиться ползать, начать ходить, лепить куличики из песка. Тогда будет правильно развиваться мозг. Формирование мелкой моторики пальцев важно для изучения языков. Так формируются нейронные связи, позволяющие разным областям мозга обмениваться данными. Грамотность при обучении письменной речи формируется на бессознательном уровне до 11-12 лет. Здесь важно, чтобы ребёнок рано начал читать - в 6-7 лет, тогда у него формируется зрительная память. Научить ребёнка грамотно писать после 11-12 лет можно, применяя уже только осознанное обучение, постоянно повторяя выученное.
- Достаточно ли сегодня в школах РТ часов русского языка? Нужен ли татарский?
- Моя мама очень хорошо знала татарский язык, и это всегда помогало ей в жизни. Но она выучила этот язык не в школе - ребёнком, играя во дворе с татарскими детьми. Когда моя дочь пошла в школу, я была не против изучения татарского. Чем больше языков знаешь, тем полезнее это для мозга. Но результат плачевный: татарским моя дочь так и не овладела, как и многие дети. Сейчас получается, что дети тратят на этот предмет много времени, а результата нет - если бы он был, родители бы, думаю, не протестовали. А вот часов на изучение русского языка и правда мало - особенно в самых важных младших классах, когда на уровне физиологии мозга закладываются нейронные связи. Что упущено в младших классах, трудно восстановить в старших.
Достоевский и NАSА
- Вы член жюри всероссийских олимпиад по литературе. Вы согласны с министром образования РФ О. Васильевой по вопросам преподавания литературы?
- Я не поддерживаю установку, что литература - лишь иллюстрация к каким-то нравственным положениям и тезисам. Формируется отношение к ней не как к виду искусства, а как к чему-то вспомогательному. Увы, эта мысль распространяется уже не только среди чиновников. Недавно родители жаловались мне, что по школьной программе дети должны читать «страшные» произведения - Эдгара По, Гоголя. Но читая такие произведения, учишься чувствовать, сопереживать. Лишая детей серьёзных трагических произведений, мы не даём им возможности взрослеть.
Социологами доказано, что человек, любящий литературу и искусство, даже дворником работает в 10 раз лучше, чем человек необразованный. Слово - это то, что связано у человека с так называемой второй сигнальной системой, оно развивает мозг на уровень выше, чем простые органы чувств - зрение, слух.
Я слышала интервью, в котором один из представителей NASA сказал, что раньше они охотно брали на работу российских эмигрантов, потому что те прочитали Толстого и Достоевского и потому могут решать сложнейшие математические задачи. Сейчас они берут на работу индусов, потому что наши уже плохо знают классиков. А Индия - активно развивающаяся страна, там неплохое образование.