Примерное время чтения: 6 минут
5615

75 лет Равилю Шарафиеву. Известный актер о жизни и смерти, чудаках и свите королей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аиф-Татарстан 02/04/2013

Кадр из «Щепки»

Популярный актёр 52 года служит в одном и том же Камаловском театре. 6 апреля он отметит на родной сцене своё 75-летие. А в юности мечтал стать агрономом, после школы отправился в Казань поступать в сельскохозяйственный институт. Но на первом же экзамене – по химии - получил «двойку». Большинство ребят после такого конфуза долго не могут прийти в себя, боятся родным показаться. Но Равиль Шарафиев возвращался в родную деревню с лёгким сердцем, всю дорогу пел песни. «За эту «двойку» мне не было стыдно, - вспоминает он. – Вот если бы я получил её, отлично зная предмет, тогда было бы обидно. В деревне даже обрадовались, что я в институт не поступил: «Нам завклубом нужен!» Паренёк проработал на этой должности год, ставил спектакли, концерты. Увидев однажды газету с объявлением о наборе в Щепкинское училище, понял: «Это моё место, моя судьба».

 

Досье
Равиль ШАРАФИЕВ, народный артист ТАССР, РСФСР, родился в 1938 г. в дер. Б. Солтаны Рыбно-Слободского р­айона

ТАССР. Окончил Высшее театральное училище им. М.Щепкина. Работает в Татарском государственном Академическом театре им. Г.Камала с 1961 г. В театре сыграл более 100 ролей.

Женат, есть дочь, сын и внучка.

 

Оглядываясь сегодня назад, на прожитые годы, самым счастливым, дорогим временем актёр называет студенческую пору. Вместе с Туфаном Миннуллиным, Нажибой Иксановой, Ринатом Тазетдиновым, Рабитом Батуллой он учился в татарской театральной студии при Щепкинском училище. В Москву ребята приехали из деревень: они не то что телевидение – радио толком не слышали. А тут попали в столицу, где уйма театров, каждый день проходят десятки концертов, выставок. Актёрскому мастерству молодые татарские кадры учились у педагогов из «бывших» - потомков известных дворянских родов. «Это были удивительные люди и по интеллекту, и по человеческим качествам, - вспоминает Равиль Шигапович. - Вкладывали в нас всю душу, уделяли намного больше внимания, чем уделяют преподаватели сегодняшним студентам».

Главное богатство

- Равиль Шигапович, зрители особенно хвалят вашего Ходжу Насретдина в пьесе Наки Исанбета. Чем он близок вам?

 

 

- Это хитрец, плут и даже юродивый, который благодаря чувству юмора выходит победителем из любой ситуации, нейтрализует любое поражение. Я считаю чувство юмора главным своим богатством. Оно передалось мне от бабушки от отца. Слава богу, этим даром обладают и мои дети. Человек без юмора – неполноценный человек. Даже если тебя обижают, надо с иронией к этому относиться. Шутка может стать спасением в трудную минуту. Я очень часто сам над собой смеюсь…

 

В России почему-то чаще поступают наоборот: любят подхалимничать, льстить. Если бы я был начальником, гнал бы от себя таких людей. Но очень многие видят, что их подчинённые неискренни, и всё же им приятно, когда перед ними унижаются. Я не только начальству, но и друзьям всегда говорил правду в лицо. В ответ меня называли капризным чудаком… Но те, кто льстил и унижался, по большому счёту не добились в жизни чего-то особенного. Льстецы и подхалимы никогда не получают огромных дивидендов, потому что за унижением всегда идут обида и ненависть. Я таких эмоций не испытывал и не чувствовал по отношению к себе: для этого не было повода. Значит, умирать буду легче! (Смеётся.)

- И Смерть играть не боитесь?

- Роли в театрах распределяют по приказу. Любишь, не любишь – играй. Точно так же, как раньше все браки устраивали свахи. Молодые встречались с женихом или невестой уже на свадьбе. А потом, кстати, прекрасные семьи получались… Я вообще спорю очень редко. Наш режиссёр Фарид Бикчантаев говорит: «Равиль абы выслушает пожелания, скажет: «Ладно!», но в итоге делает по-своему». Если я чувствую свою правоту, стараюсь работой доказать, что мой вариант трактовки роли лучше. А впустую спорить – непродуктивно.

В пьесе «Старик из деревни Альдермыш» я хотел сыграть Альмандара, но мне дали роль Смерти – странного, бескровного существа. Но потом полюбил я эту Смерть! И народ эту роль полюбил. Потому что жизнелюбие Альмандара, его оптимизм заражают даже Смерть. В итоге Смерть зауважала Альмандара, стала выискивать пути, чтобы оставить его жить… И даже пожалела, что не родилась человеком.

Очень нужен шут

- Многие ваши сверстники скучают по советским временам.

 

 

  

- Вернуться обратно уже невозможно. Нужно совершенствовать ту систему, при которой мы сейчас живём. К сожалению, мы сегодня берём худшее из социалистического строя и худшее из капиталистического. Социалистические принципы я не отвергал, но те, кто их провозглашал, творили совсем не то, что говорили. Это и сгубило тот строй... Сегодня мне нравится, что предприимчивые люди получили немного свободы. В советское время их инициатива, способности были не востребованы. Но общество губит алчность. По религии она считается самым большим грехом. Я никогда не завидовал богатым. Почти вся моя пенсия уходит на квартплату, но я, слава богу, работаю и живу нормально. Не очень много ем, если выпиваю, то тоже в меру.

На мой взгляд, самая большая наша проблема - кадры. На ответственные посты берут податливых, а умные остаются в стороне. Способным молодым людям протиснуться невозможно: там, наверху, занято всё...

Мне уже надоели революции. Больше ничего крушить не надо. Но если власть не прислушивается к мнению народа, правители могут повторить судьбу Каддафи.

Беда в том, что возле наших властителей ни в советское время, ни сейчас нет даже шутов, которые могли бы говорить им правду. Когда я открыто говорю нелицеприятные вещи, меня, к счастью, пока никто не трогает. Наверное, принимают за шута. И слава богу!  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах