Примерное время чтения: 8 минут
7932

Тайна Надежды Дуровой, или почему гусар-девица скрывала свой пол?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Татарстан 19/12/2012

Накануне 200-летия Бородинской битвы в Елабугу, где Дурова прожила почти 30 лет до самой смерти, приехали родственники кавалерист-девицы. В елабужском музее-усадьбе На­дежды Дуровой тепло приняли её праправнучатого племянника Петра Шведера с шестью внуками, которые живут во Франции, и Аполлона Ограновича из Украины, чей прадед был двоюродным братом кавалерист-девицы. Жаль, в Елабугу не смогла приехать правнучатая племянница - Надежда Борисовна Дурова, мать Петра Шведера, которая умерла этой весной. Говорят, она была точной копией своей знаменитой тёзки. Сегодня в Елабуге память о Дуровой хранит её дом-музей. О женщине-воине рассказывает старший научный сотрудник елабужского музея-усадьбы Н. Дуровой Ольга Айкашева.

Мужская доля

Мужские игры Наденька полюбила с детства. Её мать невзлюбила крикливое дитя, поэтому с четырёх месяцев девочку нянчил денщик отца – солдат Астахов. Первыми игрушками были барабан, сабля и лошадь. Когда отец Андрей Дуров вышел в отставку, 5-летняя Надя больше походила на мальчика.

Перевоспитать дочку не удалось, в 18 лет её по настоянию матушки выдали замуж за чиновника Василия Чернова. Этого факта нет в автобиографических «Записках кавалерист-девицы», но именно он повлиял на выбор Дуровой. В 1803 г. в семье Черновых родился сын Иван. Но жизнь Надежды с мужем не складывалась. Видимо, поэтому Дурова решилась на небывалый по тем временам поступок: забрала сына и воротилась в родительский дом.

Когда мать хотела вернуть Надежду мужу, 23-летняя Дурова решила исчезнуть. Но куда? Служение Отечеству стало для неё единственным выходом.

Благословение царя

В 1807 г. Надежду Дурову завербовали в Конный Польский уланский полк. При этом она солгала, представившись 17-летним дворянином Александром Соколовым, которого на войну не пускали родители. Так она оправдала отсутствие документов, но как ей удалось 10 лет скрывать от сослуживцев свой пол?

Надежда была довольно рослой для девушки – 165 см, а спортивную фигуру легко было скрыть под толстым сукном мундира. С первых дней в армии Дурова напросилась поить лошадей, так что у неё была возможность уединиться. Она ни с кем близко не сходилась, была на виду только во время сражения, ведь в армии не было общественных бань и казарм. Солдаты по три дня не сходили с лошади, спали верхом. Во время атаки пехоте нужно было стоять под пулями, не нагибаясь, попытка спасти жизнь считалась трусостью. На войне Дурова страдала без перчаток и постоянно мёрзла в шинели без подкладки, хотя и отличалась крепким здоровьем.

КСТАТИ
Надежда Дурова опередила свой век: ведь уже в 1941 г. тысячи женщин повторили её подвиг, отправившись на фронт. Но в женской армии были и другие первопроходцы. Так, в 1813-1815 гг. в составе прусской армии воевала Луиза Графемус-Кессених, которая отправилась на войну за мужем. А в 1917 г. Мария Бочкарёва создала и возглавила первый в русской армии женский батальон.

Когда она поняла, что впереди серьёзные испытания, написала отцу, где служит. Андрей Дуров передал письмо брату в Петербург, а тот направил его в военную канцелярию. Оно произвело эффект разорвавшейся бомбы и дошло до Александра I. Через год после побега На­дежды началось расследование: чем эта женщина занимается в армии?! Понятно, что проституция была недопустима. Но оказалось, что юного Соколова хвалили и даже не предполагали, что он – женщина.

После проверки Дурову тайно доставили к царю. За доблестную службу он вручил ей солдатский Георгиевский крест и спросил: «Говорят, вы не мужчина?» Она не смогла солгать и просила позволить носить мундир. Царь разрешил, но взял с неё клятву: никогда никому не признаваться, что она женщина. Этой клятве Дурова осталась верна до конца дней. В кабинет царя зашёл Соколов, а вышел уже Александров: царь подарил Дуровой своё имя. А Александр Александров стал корнетом Мариупольского гусарского полка. Царь даже выделил Дуровой 2000 руб. на пошив мундира и покупку лошади. Однако на коня денег не хватило – биографы Дуровой предполагают, что она вынуждена была доплатить порт­ным за молчание.

Возможно, в сражениях догадливые однополчане оберегали «безусого юнца». Но говорить о таких догадках по законам военной этики было недопустимо. Тем более что на службу в русской армии Дурову благословил сам император. О её тайне знал Михаил Кутузов и военный министр, а однополчане подшучивали: «Александров, когда у тебя усы появятся?!»

Будучи отчаянно храбрым офицером, она снискала их уважение. В 1812 г. Дурову ранило в ногу, но из строя она не вышла. Раненная, участвовала в Бородинской битве.

Запретная любовь

Вопрос о сексуальной ориентации Дуровой – самый распространённый. Во время службы в Дурову влюблялись женщины. Она пишет, что вынуждена была перевестись в другой полк из-за дочери полкового командира. Вообще она избегала женщин, они видели её насквозь, называли «гусар-девицей», задавали каверзные вопросы.

С мужчинами тоже не сложилось. Раз Дурова поклялась царю быть мужчиной, то не могла снова выйти замуж. О порочных связях Дурова писала в «Записках»: «Неустрашимость есть первое и необходимое качество воина, с неустрашимостью неразлучно величие души, и при соединении этих двух великих достоинств нет места порокам или низким страстям».

Следуя клятве, Дурова могла делать то, что категорически запрещалось женщинам: ездить верхом, носить мундир, курить трубку, сидеть, закинув ногу на ногу, громко разговаривать. До конца дней она носила мужскую одежду и требовала, чтобы к ней обращались, как к мужчине. При этом вместе с полом Надежде Дуровой пришлось скрывать и сына. Его воспитал дедушка Андрей Дуров, но благодаря заслугам матери Иван Чернов получил престижное образование в Императорском военно-сиротском доме. Но военным не стал по состоянию здоровья, а сделал карьеру статского чиновника в Петербурге. Есть легенда, что для того, чтобы получить благословение матери на женитьбу, Ивану пришлось обратиться к ней, как к офицеру Александрову. До сих пор неизвестно, были ли у Чернова дети.

 

Протеже Пушкина

Тайну Дуровой впервые раскрыл Александр Пушкин. В предисловии к отрывку «Записок», опубликованному в 1836 г. в его журнале «Современник», поэт назвал автора настоящим именем. Дурова была в смятении, она пишет Пушкину: «Нет ли средства помочь этому горю?.. вы называете меня именем, от которого я вздрагиваю, как только вздумаю, что двадцать тысяч уст его прочитают и назовут». Также без разрешения поэт присвоил Дуровой прозвище кавалерист-девица. В то время «девица» значило «никогда не бывавшая замужем», что было неправдой. В первую встречу Пушкин поцеловал руку Дуровой, а она одёрнула её со словами: «Ах, боже мой! Я так давно ОТВЫК от этого!»

С лёгкой руки гения Дурова оказалась в числе самых модных и популярных писателей того времени. Сам Пушкин так оценил «Записки»: «…прелесть, живо, оригинально, слог прекрасный. Успех несомнителен». Чтобы опубликовать их, начинающая писательница отправилась в Петербург и за 5 лет жизни там написала 12 (!) книг. Талант Дуровой оценили Жуковский, Белинский, Гоголь. Кстати, она первая осмелилась писать о Пушкине после дуэли.

Почти 30 лет Дурова прожила в Елабуге. Армейские привычки не оставляли её: она курила трубку и ездила верхом, пока были силы. Когда в городе открылось первое фотоателье, женщина-офицер заглянула туда. На снимке ей 80 лет, но в ней ещё видна выправка – верная клятве, она гордо держит голову.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах