Примерное время чтения: 7 минут
610

Писатель Ахат Мушинский: Национальная культура, как цветок на огромном поле

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Татарстан 06/07/2011

В этом году Татарскому Пен-центру (аббревиатура от английских слов «поэт», «эссеист», «новеллист», складывающаяся в слово «пен» (pen) — авторучка) исполняется 15 лет. А международной Ассоциации писателей – Пен-клубу - предстоит 90-летний юбилей. 77-й конгресс этой общественной организации пройдет в сентябре в Белграде.

Пусть цветут все цветы!

- Ахат, в Казани только что прошел 4-й Евразийский научный форум. Один из учёных очень убедительно обрисовал привлекательность глобализма. «Делить мир на этносы, значит, руководствоваться ошибкой Сталина», - сказал он. Твоё мнение?

- Представь поле, на котором будут уничтожены ромашки, васильки, останутся одни… георгины. Пропадет многообразие нашего мира. Вот японцы, зная английский язык, восточную и западную культуры, трепетно относятся к своему языку, традициям. Они сохранили их несмотря ни на что. Не только этнографы, но и писатели, режиссеры, композиторы, художники, неважно каких национальностей, едут сегодня в глухие деревни отыскивать там духовные родники, изучать народные обычаи. А потом эти творчески переосмысленные находки встречают отклик у читателей, зрителей, слушателей, получают призы на международных фестивалях, конкурсах, вернисажах.

- «Пусть цветут все цветы» – маоистский лозунг.

- Да Бог с ним, с Мао-дзе-дуном. Кто о нем сейчас помнит? А всё национальное – ценно! Глобализация, в первую очередь, касается мира потребления. О том, что она затронет сферу культуры, и речи вестись не должно. Культура и так убывает, духовный мир человека становится скудным. В 60-е годы прошлого века в нашей стране жил самый читающий народ, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина, Евтушенко - собирали стадионы. А сейчас люди захвачены миром потребления. У кого денег больше, у кого машина круче – по этим признакам судят о «ранге» человека. В душу ему никто не заглядывает. А там, может быть, богатства бесподобные... Мир потребления, согласен, начал давить и на культуру. Кинофильм, например, судят не по новаторству режиссуры, не качеству игры актеров, а по кассовым сборам. Мир деятелей искусства стал называться шоу-бизнесом.

- Ты видишь выход?

- Только духовная работа! А вообще, каких рецептов ты от меня требуешь? Я – писатель, я вопросы ставлю. Нас с тобой в КГУ еще на первом курсе учили, что есть идея-вопрос и идея-ответ. Так что я подношу патроны, а не стреляю из пушки.

- Объяснимая позиция, но ты, все-таки, маститый литератор. Что или кто влияет на формирование культурной атмосферы?

- Стихи читают в мире около 4% людей. Вот «Евгений Онегин» был написан примерно в то же время, когда Черепанов изобрел паровоз. Но Россию до сих пор называют страной Пушкина, а не страной Черепанова. Англию – страной Шекспира. Народ формирует его духовная элита. Она в РТ существует, и это вовсе не андеграунд. Вот перед тобой, например, сидит (смеется) представитель духовной элиты.

- Но почему ваш голос не слышен в «суматохе буден»?

- Что значит «не слышен»? Читать надо, а не тряпками заниматься! Наш Пен-центр, например, издает татарскую литературу на английском языке и распространяет по всему миру. Повезем сказки Тукая на Всемирный конгресс писателей в Белграде. На такие конгрессы съезжаются представители 120-140 стран.

- Ты главный редактор «Казанского альманаха». Это явление не только в литературном мире Татарстана…

- Даже библиотека конгресса США затребовала все его номера. Мы, кстати, альманах не продаем. Но значительную часть направляем безвозмездно в библиотеки.

- Участь татарстанских библиотек не убивает тебя морально?

- Пока существуют библиотеки, человек не будет одинок. Одно время говорили: умрет театр, раз появилось кино, умрет кино, раз появилось ТВ. Но книга… Когда вышел мой последний роман, оперный певец Эдуард Трескин, раскрыв новенький том, втянул в себя запах, типографский аромат. Это понятно любому книжнику. У таких чувственных ощущений альтернатив нет. Я уж молчу про интеллектуальные впечатления.

Страсти по латинице

- Мудрец обойдется без правителя, но правитель не обойдется без мудреца. Почему мнение творческой интеллигенции власти если и слышат, то не учитывают?

- Вся наша жизнь – борьба. Борьба за выживание национального языка, культуры, песен… Краеугольный камень Татарского Пен–центра – защита национальной культуры. Это «цветок» на огромном «поле». У нас есть сильные люди. Писатели и общественные деятели Туфан Миннуллин и Разиль Валеев – наши представители в Госсовете РТ. Есть ли такие же люди в Госдуме РФ, представляющие интересы интеллигенции? Нет таких! Депутаты 90-х резко отличаются от нынешних. А у нас в РТ такие инициаторы, лидеры еще есть. Туфан Миннуллин был первым президентом Татарского Пен-клуба, сейчас нашу общественную организацию возглавляет Разиль Валеев. Мы выступали за введение латиницы. Всемирный конгресс писателей, проходивший в Норвегии, единогласно поддержал нас. Ведь народ имеет право выбирать свой язык и его графику. Наши власти не услышали не только голоса своей национальной интеллигенции, но и голоса мирового сообщества интеллектуалов. Мы поднимали вопрос на двух Всемирных конгрессах писателей: в Норвегии и Македонии. Но в итоге результат – ноль, всё «замылили»... Я уверен, все эти политические «заморозки» не навсегда. После зимы неизбежно следует весна. Ренессанс будет обязательно, и латиница – тоже.

- Зачем тебе латиница, если ты пишешь по-русски?

- Она дает выход в мир. Не все живущие за рубежами страны татары понимают кириллицу. Латиница – мировой шрифт. Но вот ты спросила, как бы я оценил состояние национальной культуры… Скорее как регресс, смахивающий на сжатую пружину. Вот татарская песня - сейчас на плаву. Она ведь интернациональна. Как и живопись, которая прекрасно развивается в РТ.

- Так уж и прекрасно? Множество художников пропадают из-за безденежья.

- Недавно мой друг художник Ф. Халиков приехал из Питера, где у него взяли в Русский музей 4 работы. А он вовсе не классик.

- Могу назвать тебе замечательных живописцев РТ, которым есть нечего.

- Живописцы, поэты должны голодать, тогда они будут творить. Сытого, толстого, лысого поэта я не приемлю. Он должен быть худым, бледным, сидеть в мансарде, мечтать и грызть карандаш.

- Что-то ты не похож на этот идеал.

- Я не поэт, а прозаик.

Досье

Ахат Мушинский
родился в Казани в 1951г. Закончил отделение журналистики КГУ. Работал в СМИ РТ. Автор более чем 10 книг. Директор Татарского Пен-центра. Член Международного Пен-клуба. Главный редактор «Казанского альманаха». Член Союзов писателей РФ и РТ. Заслуженный деятель искусств РТ, лауреат

многочисленных литературных премий. Женат. Дочь и сын.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах