«Я за всё, что сохранилось во мне доброго, считаю себя обязанным гимназии, университету, общественному учению и тому живому началу, которое я вынес оттуда», - так писал писатель Сергей Аксаков о Казани на закате жизни.
Семейная хроника
Даже те, кто никогда не слышал имени Сергея Аксакова, с детства знают его бессмертное произведение «Аленький цветочек». Нежная сказка о красавице и чудовище, о том, как добро и любовь побеждают зло.
«Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания» и другие сочинения Аксакова - классика русской биографической прозы. Это психология и философия детства, отрочества и юности, взгляд человека, который открывает для себя внешний мир, формирует свою личность.
В казанскую гимназию его привезли в 1800 году из родительского имения в Оренбургской области. Других учебных заведений, подходящих для небогатого, но знатного дворянина, поблизости не было, а любящие родители не хотели отправлять сына в дальние края. Домашний мальчик, вырванный из привычной среды, заболел нервным расстройством, и его забрали домой. Лишь через год вновь вернули в Казань.
В те годы гимназия и недавно открывшийся университет являли собой единое целое даже в архитектурном отношении. Старшие гимназисты, обладающие способностями, становились студентами университета. В нём не было тогда ни кафедр, ни факультетов, ни учебной программы, здесь давали общее образование, учили всему.
В зрелые годы Аксаков сожалел, что, не успев созреть, не достигнув 16 лет, стал студентом. На его приёме в университет в столь раннем возрасте настоял преподаватель гимназии Николай Ибрагимов - математик, поэт, автор слов к знаменитой песне «Во поле берёзонька стояла». О нём, о преподавателе университета Карле Фуксе, который увлёк студентов энтомологией и учил ловить бабочек, Сергей Аксаков вспоминал впоследствии с неизменной симпатией.
Про ловлю бабочек, охоту и рыбалку он писал, проявив такой яркий талант натуралиста и наблюдателя, которого в литературе ещё не было. Это восхищение человека, выросшего среди и в среде природы, зависящего от неё и благодарного ей. Кстати, коллекционированием бабочек как воплощением недолговечной красоты, увлекались и химик Александр Бутлеров, и автор «Лолиты» Владимир Набоков и многие другие. Как знать, может быть, это примиряло их с несовершенством окружающего мира?
Писать Сергей Аксаков начал именно в Казани, занятия изящной словесностью были в ту пору в моде. Литературные общества имелись и в городе, и в университете, где в 1805-1807 годы студенты выпускали рукописные журналы с собственными творениями. Преобладала сентиментальная поэзия, и Аксаков тоже отдал ей дань. Кто же не пишет стихов в юности? Но лишь единицы, сумев «первую песенку, зардевшись, спеть», остаются верными литературе.
«Писательство не было профессией, литература не кормила. Надо было где-то служить. Первым профессиональным писателем удалось стать Александру Пушкину», - говорит доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы КФУ Лия Бушканец, досконально изучившая творчество и жизненный путь Аксакова.
Идеалом казанского студенчества в пору Аксакова являлся Гавриил Державин, который прославился и как поэт, и как человек, сделавший блестящую карьеру. Главной задачей университета и являлась подготовка чиновников новой формации. Студенты нацеливались на Петербург, на ловлю счастья и чинов.
В столицу!
Проучившись в университете два года, Аксаков уехал в столицу. О расставании с Казанью писал: «Прощаясь навсегда, толпа студентов и даже гимназистов высыпала проводить меня…Тяжело, грустно было у меня на душе; я обернулся, ещё раз взглянул на товарищей, на здание университета и пустился бегом… Стены гимназии, университета - вот что составляло полный мир для меня».
Хотя он и дослужился до высоких чинов, его карьеру нельзя считать успешной. С должности цензора он был снят по личному распоряжению Николая I, как полностью неспособный к выполнению служебных обязанностей. Но иначе, наверное, и быть не могло. Аксакову стал тесен чиновничий мундир, и он освободился от него, как бабочка от кокона.
Литературная «тусовка»
Холодному и чопорному Петербургу он предпочёл тёплую патриархальную Москву. В его гостеприимном и хлебосольном доме бывали Михаил Щепкин, Лев Толстой, Иван Тургенев - словом, вся литературная элита. Именно здесь Николай Гоголь читал главы «Мёртвых душ». Семья Аксакова была многодетной и патриархальной. Сыновья Иван и Константин стали основателями нового направления в литературе, которое зародилось в отцовском доме. В «Энциклопедическом словаре» он именуется «родовым гнездом» славянофилов.
Хотя художественных произведений Аксаков написал немного, но в литературной «тусовке» гениальные собратья по перу к нему относились как к равному. Это было «время великих дилетантов» - всесторонне образованных, проявивших себя в разных сферах деятельности интеллектуалов, озабоченных исторической судьбой России. Эпоха дала стране немало выдающихся имён. Александр Грибоедов, например, был дипломатом, математиком, историком, композитором и литератором. Ценились умные, деликатные, умеющие дружить люди. Это являлось признаком духовного аристократизма. Аксаков отвечал таким высоким требованиям.
«В Петербурге он работал, в частности, в Дирекции императорских театров. А театралом стал в Казани. Студенты университета по договорённости с ректором с последней лекции отправляли кого-то одного в театр, чтобы заранее занять дешёвые места на галёрке. Более того, они организовали и свой университетский театр! А у Аксакова, как у заядлого театрала, в Есиповском театре (здание не сохранилось), было именное кресло. Неудивительно, что он стал в будущем знатоком, блестящим театральным критиком и публицистом, к мнению и оценкам которого прислушивались», - говорит Лия Бушканец.
В Казань Аксаков больше не возвращался. Его произведения читают сегодня редко, в них главное - не закрученный сюжет, здесь надобно смаковать каждое слово. Даже студенты филфака пролистывают многостраничные описания природы не только у Аксакова, но и у Тургенева или Толстого… Традиция медленного чтения утрачена, улетела, как бабочка. Но какой красивой она была!