«Я за всё, что сохранилось во мне доброго, считаю себя обязанным гимназии, университету, общественному учению и тому живому началу, которое я вынес оттуда», - так писал писатель Сергей Аксаков о Казани на закате жизни.
Семейная хроника
Даже те, кто никогда не слышал имени Сергея Аксакова, с детства знают его бессмертное произведение «Аленький цветочек». Нежная сказка о красавице и чудовище, о том, как добро и любовь побеждают зло.
«Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания» и другие сочинения Аксакова - классика русской биографической прозы. Это психология и философия детства, отрочества и юности, взгляд человека, который открывает для себя внешний мир, формирует свою личность.
В казанскую гимназию его привезли в 1800 году из родительского имения в Оренбургской области. Других учебных заведений, подходящих для небогатого, но знатного дворянина, поблизости не было, а любящие родители не хотели отправлять сына в дальние края. Домашний мальчик, вырванный из привычной среды, заболел нервным расстройством, и его забрали домой. Лишь через год вновь вернули в Казань.


В те годы гимназия и недавно открывшийся университет являли собой единое целое даже в архитектурном отношении. Старшие гимназисты, обладающие способностями, становились студентами университета. В нём не было тогда ни кафедр, ни факультетов, ни учебной программы, здесь давали общее образование, учили всему.

В зрелые годы Аксаков сожалел, что, не успев созреть, не достигнув 16 лет, стал студентом. На его приёме в университет в столь раннем возрасте настоял преподаватель гимназии Николай Ибрагимов - математик, поэт, автор слов к знаменитой песне «Во поле берёзонька стояла». О нём, о преподавателе университета Карле Фуксе, который увлёк студентов энтомологией и учил ловить бабочек, Сергей Аксаков вспоминал впоследствии с неизменной симпатией.
Про ловлю бабочек, охоту и рыбалку он писал, проявив такой яркий талант натуралиста и наблюдателя, которого в литературе ещё не было. Это восхищение человека, выросшего среди и в среде природы, зависящего от неё и благодарного ей. Кстати, коллекционированием бабочек как воплощением недолговечной красоты, увлекались и химик Александр Бутлеров, и автор «Лолиты» Владимир Набоков и многие другие. Как знать, может быть, это примиряло их с несовершенством окружающего мира?
Писать Сергей Аксаков начал именно в Казани, занятия изящной словесностью были в ту пору в моде. Литературные общества имелись и в городе, и в университете, где в 1805-1807 годы студенты выпускали рукописные журналы с собственными творениями. Преобладала сентиментальная поэзия, и Аксаков тоже отдал ей дань. Кто же не пишет стихов в юности? Но лишь единицы, сумев «первую песенку, зардевшись, спеть», остаются верными литературе.
«Писательство не было профессией, литература не кормила. Надо было где-то служить. Первым профессиональным писателем удалось стать Александру Пушкину», - говорит доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы КФУ Лия Бушканец, досконально изучившая творчество и жизненный путь Аксакова.
Идеалом казанского студенчества в пору Аксакова являлся Гавриил Державин, который прославился и как поэт, и как человек, сделавший блестящую карьеру. Главной задачей университета и являлась подготовка чиновников новой формации. Студенты нацеливались на Петербург, на ловлю счастья и чинов.
В столицу!
Проучившись в университете два года, Аксаков уехал в столицу. О расставании с Казанью писал: «Прощаясь навсегда, толпа студентов и даже гимназистов высыпала проводить меня…Тяжело, грустно было у меня на душе; я обернулся, ещё раз взглянул на товарищей, на здание университета и пустился бегом… Стены гимназии, университета - вот что составляло полный мир для меня».
Хотя он и дослужился до высоких чинов, его карьеру нельзя считать успешной. С должности цензора он был снят по личному распоряжению Николая I, как полностью неспособный к выполнению служебных обязанностей. Но иначе, наверное, и быть не могло. Аксакову стал тесен чиновничий мундир, и он освободился от него, как бабочка от кокона.
Литературная «тусовка»
Холодному и чопорному Петербургу он предпочёл тёплую патриархальную Москву. В его гостеприимном и хлебосольном доме бывали Михаил Щепкин, Лев Толстой, Иван Тургенев - словом, вся литературная элита. Именно здесь Николай Гоголь читал главы «Мёртвых душ». Семья Аксакова была многодетной и патриархальной. Сыновья Иван и Константин стали основателями нового направления в литературе, которое зародилось в отцовском доме. В «Энциклопедическом словаре» он именуется «родовым гнездом» славянофилов.
Хотя художественных произведений Аксаков написал немного, но в литературной «тусовке» гениальные собратья по перу к нему относились как к равному. Это было «время великих дилетантов» - всесторонне образованных, проявивших себя в разных сферах деятельности интеллектуалов, озабоченных исторической судьбой России. Эпоха дала стране немало выдающихся имён. Александр Грибоедов, например, был дипломатом, математиком, историком, композитором и литератором. Ценились умные, деликатные, умеющие дружить люди. Это являлось признаком духовного аристократизма. Аксаков отвечал таким высоким требованиям.
«В Петербурге он работал, в частности, в Дирекции императорских театров. А театралом стал в Казани. Студенты университета по договорённости с ректором с последней лекции отправляли кого-то одного в театр, чтобы заранее занять дешёвые места на галёрке. Более того, они организовали и свой университетский театр! А у Аксакова, как у заядлого театрала, в Есиповском театре (здание не сохранилось), было именное кресло. Неудивительно, что он стал в будущем знатоком, блестящим театральным критиком и публицистом, к мнению и оценкам которого прислушивались», - говорит Лия Бушканец.

В Казань Аксаков больше не возвращался. Его произведения читают сегодня редко, в них главное - не закрученный сюжет, здесь надобно смаковать каждое слово. Даже студенты филфака пролистывают многостраничные описания природы не только у Аксакова, но и у Тургенева или Толстого… Традиция медленного чтения утрачена, улетела, как бабочка. Но какой красивой она была!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть