Причудливый замок в Старо-Татарской слободе издали привлекает внимание.
Свой нынешний, знакомый всем облик дом принял в 1903 году: его перестроили и реконструировали в стиле модерн после большого пожара, уничтожившего массу деревянных пристроек. Это был самый шикарный особняк в Закабанье. И хотя в этом районе селились весьма состоятельные люди, однако архитектурную роскошь большинство из них считало излишеством. Газета «Казанский Телеграфъ» отмечала: «Сын шейха Шафи Шамиль строит «палаццо».
Дворец на свадьбу
Казани очень повезло, что это красивое здание не разрушили в эпоху революционного нигилизма и приступов борьбы с роскошью. Дом начали строить около 150 лет назад по заказу Ибрагима Апакова
(1821–1885), представителя богатейшей купеческой династии Казани, купца первой гильдии. Он вёл торговлю в России и Средней Азии, сбывал мануфактурный товар в Казани и губернии, а колоссальные средства вкладывал в городскую недвижимость. Он владел доходными домами в наиболее престижных и бойких местах губернского центра.Прекрасный особняк на Екатерининской улице (ныне ул. Тукая) Апаков преподнёс в качестве свадебного подарка единственной дочери Биби-Марьям. В 1884 году 18-летняя Марьям вышла замуж за отставного генерал-майора, вдовца Мухамед-Шафи Шамиля. Сына того самого шейха Шамиля аль-Гали, известного борца за национальное освобождение народов Кавказа. Шафи Шамиль дослужился в России до генеральского чина, после выхода в отставку переехал на жительство в Казань. Немало богатых слободских татар мечтало породниться с влиятельным единоверцем, но он остановил свой выбор на красавице Биби-Марьям. В 1903 году чета Шамиль поручила архитекторам Г. Рушу и Ф. Амлонгу перестроить особняк. Новоселье отметили пышно на зависть соседям.
В середине 1890-х годов в Казань к отцу переехал сын от первого брака — Мухамед-Загид Шамиль (1868–1920). Одарённый, энергичный, прекрасно образованный, он быстро стал лидером мусульманской молодёжи города. Мухамед-Загид объединил вокруг себя отпрысков знатных купеческих фамилий - Апаковых, Айтугановых, Азимовых и других. Более того, активно взялся за организацию мусульманского благотворительного общества. Он активно печатался в прессе, в том числе и в русской. В своих заметках и статьях частенько критиковал зажиточных мусульман, «гоняющихся за модным европеизмом» и забывших о неимущих и больных. Будучи чиновником по особым поручениям при казанском губернаторе, Мухамед-Загид Шамиль многое сделал для открытия первой в истории Казани филантропической организации, которая плотно занималась нуждами и проблемами именно татарского населения.
Подлинную известность Мухамед-Загид получил благодаря своим попыткам организовать публичные театральные представления на татарском языке. В 1901 году прошёл такой вечер в Казани в пользу мусульманского благотворительного общества. В помещении городского театра собрались четыре сотни зрителей-мусульман, которые с удовольствием посмотрели постановку по пьесе Островского «Волки и овцы», а также водевиль Шмитгофа «Волшебный вальс».
Впоследствии сын генерала Шафи Шамиля женился на дочери состоятельного касимовского татарина Хусаина Байбекова и перебрался в Москву. Там неугомонный внук Шамиля издавал и редактировал иллюстрированный журнал для детей на татарском языке. Для работы в журнале он пригласил дальнего родственника своей мачехи Биби-Марьям - молодого и очень талантливого писателя, будущего классика татарской литературы Фатиха Амирхана. До самой смерти Мухамед-Загид Шамиль был активнейшим деятелем сначала московской, а потом и петербургской мусульманской общин, пользовался безоговорочным авторитетом и уважением.
После смерти в 1906 году своего мужа генерала Шафи Шамиля Биби-Марьям переехала жить в Санкт-Петербург. А их общая дочь - Фатима-Зухра в 1912 году вышла замуж за выпускника Петербургского железнодорожного института Мухамеда Али Дахадаева (Махача), известного революционера, расстрелянного в 1918-м в Петровск-Порту. Кстати, именно в честь Дахадаева этот город в 1922 году и переименовали в Махачкалу.
Оппозиционер
После отъезда потомков Шамиля из Казани особняк приобрёл преуспевающий купец первой гильдии Валиулла Ибрагимов. Дом Шамиля Ибрагимов приобрел у вдовы в 1906 году. В первые годы советской власти Валиулла в числе немногих татарских предпринимателей был обложен 15-процентной контрибуцией. Гражданская позиция этого процветающего бизнесмена проявилась в его финансовой поддержке оппозиционного мусульманского движения. Опасаясь за жизнь своих четверых детей, в 1929-м Валиулла Ибрагимов навсегда покинул родину, пересёк океан, обосновавшись в Сан-Франциско, и там его дела пошли успешно. В Америке у Ибрагимовых родились сыновья Заки и Гали, дочь Марзия. Говорят, и сегодня потомки этой династии сохраняют национальные корни, традиции, язык.
Мыло Тукая
До 1984 года Дом Шамиля использовался как заурядная коммуналка, жизнь тут кипела, как в муравейнике. Новая страница началась 11 июня 1986 года, когда в нём открылся литературный музей Г. Тукая. Для выбора здания были весомые основания. Издавна местом массовых сходок в казанском Забулачье служила Юнусовская площадь. Когда 4 апреля 1913 года скончался Тукай, именно здесь собралась многотысячная толпа. Отсюда, невзирая на ужасное ненастье (так писали газеты), нескончаемая река людей провожала поэта в последний путь.
Тукай не имел своего угла, скитался по чужим домам. Поэтому до нас дошли лишь единичные предметы, связанные с его бытом. Среди них фаянсовая шкатулка, которую поэт купил сестре со своего первого гонорара, тюбетейка, его домра, металлический стакан для карандашей, плетёная дорожная корзина для путешествий.
Главное богатство Тукая - большая библиотека. В 1907–1913 годах поэт жил в номерах гостиницы «Булгар», все углы и подоконники его комнаты №49 были завалены книгами. Двери номера на втором этаже никогда не запирались, и каждый мог зайти, взять любую книгу, да и сам Тукай охотно давал их почитать. После смерти поэта библиотека бесследно исчезла.
В казанское окружение Тукая входили основоположники и актёры татарского театра, поэт много времени проводил с артистами труппы «Сайяр» и её руководителем Габдуллой Кариевым. Первой профессиональной актрисе Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской Тукай посвятил два стихотворения. Часто его видели в знаменитом «Шарык-Клубы» («Восточный клуб»), где проходили встречи, лекции, музыкальные вечера, театральные представления. 15 апреля 1909 года Габдулла Тукай выступил здесь с лекцией о народном творчестве. Произошло это случайно. Однажды поэт в шутку сказал приятелю-журналисту, что намерен читать лекцию. А тот взял и напечатал заметку в газете. Давать опровержение Тукай посчитал неудобным и, наскоро подготовившись, решил выступить… Поскольку он несколько лет собирал народные песни и баиты, то лекция прошла блестяще, а её текст позже издали отдельной книгой.
Когда поэт скончался, все татарские газеты посвятили ему специальные номера. В знак траура отменили рабочий день в издательствах, книжных магазинах, занятия в медресе. Целую неделю пресса печатала
письма и телеграммы со словами скорби из самых разных уголков страны. А предприимчивые фабриканты начали производство товаров с маркой «Тукай» - «Конфеты Тукая», «Мыло Тукая» и так далее. Огромными тиражами вышли открытки с изображением покойного поэта. Только в 1913 году вышло пять его книг……Дом Шамиля не только является жемчужиной Старо-Татарской слободы, он включён в реестр объектов культурного наследия РФ. Несмотря на федеральный статус, музей более 10 лет ожидал финансирования капитального ремонта. Но, кажется, чёрная полоса закончилась: в конце ноября 2015 года Президент Татарстана ознакомился с экспозицией музея, оценил вместе с экспертами общее состояние музейного особняка. Он поручил провести обследование объекта и разработать новый проект реставрации, также разработать проект принципиальной реновации устаревшей музейной экспозиции.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть