Аргументы и Факты
kazan.aif.ru
16+
Казань
Аргументы и Факты
kazan.aif.ru
16+
Казань
Примерное время чтения: 8 минут
628

Обыкновенное чудо. В Казани найдены картины прославленного живописца XVI в.

Главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Вадим Садков: «Найти настоящего Питера Артсена - большое счастье и удовольствие».
Главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Вадим Садков: «Найти настоящего Питера Артсена - большое счастье и удовольствие». / Ольга Любимова / АиФ

Редкие картины прославленного нидерландского живописца XVI века Питера Артсена обнаружены в Казани.

Нет, речь не о найденных внезапно таинственных сокровищах (скажем, на дне озера Кабан, где по легенде покоятся несметные богаства) или о тайных кладах каких-то подпольных миллионеров. Всё гораздо проще. 

О счастливой находке стало известно на открытии выставки западноевропейского искусства «Новый взгляд» в Казани. На ней представлены итоги совместной работы Госмузея изобразительных искусств Татарстана со специалистами ГМИИ им. А. Пушкина по исследованию и новой атрибуции (установлению авторов работ) коллекции казанского музея.

Питер Артсен. «Тайная вечеря».
Питер Артсен. «Тайная вечеря». Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Были только в Москве и Петербурге

Артсен - живописец из Амстердама - современник Питера Брейгеля. До сих пор в России было известно только о трёх его работах. Одна хранится в Пушкинском музее, две - в Эрмитаже. Теперь к ним добавились ещё две, обнаруженные в Казани «Тайная вечеря» и «Снятие с креста». Это ранние нидерландские картины, две парные композиции - фрагменты приделов алтаря. Обе работы из собрания известного казанского коллекционера Андрея Лихачева. В казанском музее они хранятся с 1895 г. - с того самого времени, когда родственники Андрея Фёдоровича передали в дар городу его огромное собрание. До атрибуции произведения значились в музейном каталоге как работы неизвестного художника XVI века.

 

Питер Артсен. «Снятие с креста».
Питер Артсен. «Снятие с креста». Фото: АиФ/ Ольга Любимова

«Найти настоящего Питера Артсена - большое счастье и удовольствие, - отмечает доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Вадим Садков. - Этот художник скудно представлен в отечественных собраниях. знаменит в основном жанровыми сценами. А вот композиции на религиозные сюжеты - достаточно большая редкость для него.

Уникальность прежде всего в качестве живописи - органичном соединении традиций  искусства итальянского Возрождения, которое Артсен знал и по оригиналам (Антверпен был центром международной торговли) с исконно нидерландской традицией увлечения конкретными деталями, экспрессией фигур».

Икона чудотворная?

В казанском музее 380 экспонатов западноевропейского искусства. Одна из жемчужин коллекции - созданная в самом конце XIV столетия икона «Мадонна со Святыми Стефаном и Антонием аббатом». Это самый ранний по времени создания образец западноевропейской живописи.  Икона выполнена на дереве в 1390-х годах флорентийским живописцем Мариотто ди Нардо (ок.1373-1424). Является образцом искусства итальянской интернациональной готики. Эту работу на основании авторской подписи идентифицировала доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Пушкинского музея Виктория Маркова.

«Мадонна со Святыми Стефаном и Антонием аббатом» - самый ранний по времени создания образец западноевропейской живописи.
«Мадонна со Святыми Стефаном и Антонием аббатом» - самый ранний по времени создания образец западноевропейской живописи. Фото: Государственный музей ИЗО РТ

В Казани уже говорят об особой энергетике, исходящей от этой иконы XIVв., даже ходят слухи, что она чудотворная.

«Про чудотворность не знаю, - улыбается Вадим Садков. - Но это не единственный Мариотто в нашей стране, ещё один есть в Эрмитаже.

Вещь интересна и тем, что известно, для кого она была первоначально написана. Она создана для трапезной одного из монастырей близ Сиены. И она подписана художником, что большая редкость для итальянских мастеров».

«Мадонну со Святыми Стефаном и Антонием аббатом» подарил музею изящных искусств в Москве (теперь Пушкинский музей) вместе со своей коллекцией русский консул в Триесте Михаил Щекин. Он собирал раннюю итальянскую живопись и сделал такой дар незадолго до открытия музея. Вещи из коллекции Щекина стали первыми живописными подлинниками в цветаевском музее. В 1932 году икона в составе большой группы картин поступила в казанский музей.

На выставке западноевропейского искусства «Новый взгляд» в Казани впервые представлена античная керамика из причерноморских центров греческой колонизации (Херсонес), а также городов Боспорского царства (Пантикапей (ныне Керчь), Фанагория, Федосия). Они относятся к периоду с VI века до н. э. по III век н. э.
На выставке западноевропейского искусства «Новый взгляд» в Казани впервые представлена античная керамика из причерноморских центров греческой колонизации (Херсонес), а также городов Боспорского царства (Пантикапей (ныне Керчь), Фанагория, Федосия). Они относятся к периоду с VI века до н. э. по III век н. э. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Вадим Садков напоминает, что казанский музей - один из немногих в стране, наряду с музеями в Смоленске, Новгороде, Саратове, обладает одним из старейших художественных собраний в РФ. Ведь большинство региональных музеев РФ возникли после революции 1917 года, коллекции многих были результатом перераспределения художественных фондов, полученных через Москву, Ленинград.  В Казани же произведения русских и западноевропейских художников появились как минимум ещё в 1895 году. Второй важный этап формирования казанской коллекции - передача в 1932 году большой группы картин из тогдашнего музея изящных искусств - будущего Пушкинского музея. Проблема в том, что картины приходили в Казань со старыми, во многих случаях дореволюционными атрибуциями.

Кессель. Портрет девочки с собакой.

Один из 380 экспонатов западноевропейского искусства казанского музея - Портрет девочки с собакой художника XVII в. Кесселя. Фото: Государственный музей ИЗО РТ 

«Сейчас уровень знаний науки об искусстве сильно изменился. Развитие науки, методологий, накопление и систематизация фактологического материала позволяют изменять атрибуции», - говорит Вадим Садков. - Коллектив казанского музея ведёт самую активную работу по изучению и определению авторства, происхождения и сюжетов имеющихся картин. Музею нужен подробный научный каталог. Удалось сделать немало любопытных находок. Но огромная работа впереди».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах