Аргументы и Факты
kazan.aif.ru
Казань
Аргументы и Факты
kazan.aif.ru
Казань
Примерное время чтения: 8 минут
542

Обыкновенное чудо. В Казани найдены картины прославленного живописца XVI в.

Главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Вадим Садков: «Найти настоящего Питера Артсена - большое счастье и удовольствие».
Главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Вадим Садков: «Найти настоящего Питера Артсена - большое счастье и удовольствие». / Ольга Любимова / АиФ

Редкие картины прославленного нидерландского живописца XVI века Питера Артсена обнаружены в Казани.

Нет, речь не о найденных внезапно таинственных сокровищах (скажем, на дне озера Кабан, где по легенде покоятся несметные богаства) или о тайных кладах каких-то подпольных миллионеров. Всё гораздо проще. 

О счастливой находке стало известно на открытии выставки западноевропейского искусства «Новый взгляд» в Казани. На ней представлены итоги совместной работы Госмузея изобразительных искусств Татарстана со специалистами ГМИИ им. А. Пушкина по исследованию и новой атрибуции (установлению авторов работ) коллекции казанского музея.

Питер Артсен. «Тайная вечеря».
Питер Артсен. «Тайная вечеря». Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Были только в Москве и Петербурге

Артсен - живописец из Амстердама - современник Питера Брейгеля. До сих пор в России было известно только о трёх его работах. Одна хранится в Пушкинском музее, две - в Эрмитаже. Теперь к ним добавились ещё две, обнаруженные в Казани «Тайная вечеря» и «Снятие с креста». Это ранние нидерландские картины, две парные композиции - фрагменты приделов алтаря. Обе работы из собрания известного казанского коллекционера Андрея Лихачева. В казанском музее они хранятся с 1895 г. - с того самого времени, когда родственники Андрея Фёдоровича передали в дар городу его огромное собрание. До атрибуции произведения значились в музейном каталоге как работы неизвестного художника XVI века.

 

Питер Артсен. «Снятие с креста».
Питер Артсен. «Снятие с креста». Фото: АиФ/ Ольга Любимова

«Найти настоящего Питера Артсена - большое счастье и удовольствие, - отмечает доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Вадим Садков. - Этот художник скудно представлен в отечественных собраниях. знаменит в основном жанровыми сценами. А вот композиции на религиозные сюжеты - достаточно большая редкость для него.

Уникальность прежде всего в качестве живописи - органичном соединении традиций  искусства итальянского Возрождения, которое Артсен знал и по оригиналам (Антверпен был центром международной торговли) с исконно нидерландской традицией увлечения конкретными деталями, экспрессией фигур».

Икона чудотворная?

В казанском музее 380 экспонатов западноевропейского искусства. Одна из жемчужин коллекции - созданная в самом конце XIV столетия икона «Мадонна со Святыми Стефаном и Антонием аббатом». Это самый ранний по времени создания образец западноевропейской живописи.  Икона выполнена на дереве в 1390-х годах флорентийским живописцем Мариотто ди Нардо (ок.1373-1424). Является образцом искусства итальянской интернациональной готики. Эту работу на основании авторской подписи идентифицировала доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Пушкинского музея Виктория Маркова.

«Мадонна со Святыми Стефаном и Антонием аббатом» - самый ранний по времени создания образец западноевропейской живописи.
«Мадонна со Святыми Стефаном и Антонием аббатом» - самый ранний по времени создания образец западноевропейской живописи. Фото: Государственный музей ИЗО РТ

В Казани уже говорят об особой энергетике, исходящей от этой иконы XIVв., даже ходят слухи, что она чудотворная.

«Про чудотворность не знаю, - улыбается Вадим Садков. - Но это не единственный Мариотто в нашей стране, ещё один есть в Эрмитаже.

Вещь интересна и тем, что известно, для кого она была первоначально написана. Она создана для трапезной одного из монастырей близ Сиены. И она подписана художником, что большая редкость для итальянских мастеров».

«Мадонну со Святыми Стефаном и Антонием аббатом» подарил музею изящных искусств в Москве (теперь Пушкинский музей) вместе со своей коллекцией русский консул в Триесте Михаил Щекин. Он собирал раннюю итальянскую живопись и сделал такой дар незадолго до открытия музея. Вещи из коллекции Щекина стали первыми живописными подлинниками в цветаевском музее. В 1932 году икона в составе большой группы картин поступила в казанский музей.

На выставке западноевропейского искусства «Новый взгляд» в Казани впервые представлена античная керамика из причерноморских центров греческой колонизации (Херсонес), а также городов Боспорского царства (Пантикапей (ныне Керчь), Фанагория, Федосия). Они относятся к периоду с VI века до н. э. по III век н. э.
На выставке западноевропейского искусства «Новый взгляд» в Казани впервые представлена античная керамика из причерноморских центров греческой колонизации (Херсонес), а также городов Боспорского царства (Пантикапей (ныне Керчь), Фанагория, Федосия). Они относятся к периоду с VI века до н. э. по III век н. э. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Вадим Садков напоминает, что казанский музей - один из немногих в стране, наряду с музеями в Смоленске, Новгороде, Саратове, обладает одним из старейших художественных собраний в РФ. Ведь большинство региональных музеев РФ возникли после революции 1917 года, коллекции многих были результатом перераспределения художественных фондов, полученных через Москву, Ленинград.  В Казани же произведения русских и западноевропейских художников появились как минимум ещё в 1895 году. Второй важный этап формирования казанской коллекции - передача в 1932 году большой группы картин из тогдашнего музея изящных искусств - будущего Пушкинского музея. Проблема в том, что картины приходили в Казань со старыми, во многих случаях дореволюционными атрибуциями.

Кессель. Портрет девочки с собакой.

Один из 380 экспонатов западноевропейского искусства казанского музея - Портрет девочки с собакой художника XVII в. Кесселя. Фото: Государственный музей ИЗО РТ 

«Сейчас уровень знаний науки об искусстве сильно изменился. Развитие науки, методологий, накопление и систематизация фактологического материала позволяют изменять атрибуции», - говорит Вадим Садков. - Коллектив казанского музея ведёт самую активную работу по изучению и определению авторства, происхождения и сюжетов имеющихся картин. Музею нужен подробный научный каталог. Удалось сделать немало любопытных находок. Но огромная работа впереди».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах