Иван Грозный в октябре 1552 года завоевал Казанское ханство и положил начало новой истории Казанского края, которая с тех пор тесно сплелась с историей русского государства.
Вместо мечетей - храмы
Итог ожесточенного сопротивления: город в огне, уцелевшие дома были разграблены, а мечети снесены.
«И вскоре восхоте благоверный царь обещание свое испольнити – обешася пред образом Спасовым, х Казани пошед многие мечети... раскопати и святые церкви воздвизати на местах их», - пишут летописцы.
Именно поэтому первое, чем занялся царь в Казани – христианизация населения и строительство церквей и храмов, чтобы быстрее обратить иноверцев в православие. Часть культовых зданий сохранилась и по сей день.
Главным памятником времен Иоанна Васильевича стал Кремль, расположившийся на месте бывшей ханской крепости. Через три года после взятия Казани согласно царской грамоте следовало отстроить каменный город. Начали с кремля. Он не сразу приобрел тот вид, который имеет сейчас.
К концу 60-х годов XVII века крепость лишь на треть была каменной. Дерево постепенно заменялось камнем. Изначально стены были сложены из известняка. Тот кремль, который мы видим сейчас, начал строиться из кирпича лишь в 1595 году. Главным украшением кремля стал Благовещенский собор. Строил его, как и Собор Василия Блаженного в Москве, известный зодчий Посник Яковлев. В 1918 г. собор закрыли. После открытия собора зановочасть мощей первого архиепископа Казанского - святителя Гурия была перенесена в раку, которая теперь хранится в Благовещенском соборе на прежнем месте.
Храмы в честь покорения Казани
Строительство культовых зданий началось сразу же после падения ханства. В относительно короткий промежуток времени в Казани появились следующие монастыри. Это Спасо-Преображенский в Кремле, основанный в 1556 году; Ивановский (Иоанно-Предтеченский) устроенный между 1555-1564 годами, Казанский Богородицкий и Федоровский. Из них до наших дней сохранились Ивановский мужской монастырь и Казанский Богородицкий (частично).
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан вторым архиепископом Казанским Германом около 1564-1568 годов и получил имя Ангела Ивана Грозного – Иоанна Предтечи. Изначально был поминальным монастырём бедноты. Первыми прихожанами его были семьи, пришедшие сюда с обозами во время военной кампании Ивана Грозного. Деревянный храм сгорел еще в 1649 году, на его месте на средства московского купца Гаврилы Антипина был отстроен новый кирпичный монастырь, который открылся в 1652 году. Монастырь был закрыт в 1929 году и заново открылся для верующих в 1992. Сегодня здесь хранятся часть мощей свт. Германа Казанского (его мощи были найдены нетленными в конце XVII века), иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша», образ Иоанна Предтечи. Также здесь хранится редкий, но почитаемый в православии образ – Спиридона Тримифунтского, которому молятся о финансовом благополучии.
Казанский Богородицкий мужской монастырь
Позже была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1594 году по распоряжению уже царя Федора Иоанновича приступили к сооружения каменного храма во имя св. иконы Казанской Божией Матери, с приделами во имя Успения Пресвятой Богородицы и св. Александра Невского. Собор строился и перестраивался еще много лет. К началу XX столетия это был архитектурный комплекс. В советские годы большая часть его была разрушена. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения в 1798-1808 гг. Утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью (сейчас Крестовоздвиженский собор), построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь.
Оригинал иконы был утрачен в 1904 году. И хотя похитителей арестовали, чудесный образ так и не нашли. Кто-то считает, что икону удалось сохранить и она до сих пор хранится в церкви Ярославских чудотворцев.
Сейчас здесь хранятся многие святыни: так называемый «Ватиканский» список Казанской иконы Божьей Матери, переданный Папой Римским в дар в 2005 году. Среди святых - рака с мощами 7 святых (в том числе Василия Блаженного и Николая Чудотворца) и частицей Пояса Богородицы. Эту фамильную реликвию в Казань передала итальянская маркиза Иммаколата Соларо дель Борго. Здесь же находятся ковчег с частицей мощей наместника Семиозерного монастыря Святителя Гавриила (Зырянова) - оптинского старца, ковчег с частицей мощей великомученицы Елизаветы Фёдоровны Романовой (русской Матери Терезы). В Богородицком монастыре можно поклониться и Кресту Господню, частица которого прибыла из Афона.
Храм Ярославских Чудотворцев
Как пишет Николай Загоскин в своем труде «Спутник по Казани» (1895 г.) к концу XVI века в Казани уже существовали 10 церквей – Петропавловская (старая), Воскресенская, Успенская, Воздвиженская, Введенская, Ярославских Чудотворвцев и четыре Никольские церкви – Николы Ляпуновского, Николы Боровского, Николы Вишняковского и Николы Гостинодворского.
Храм во имя святых благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, ярославских на Арском кладбище, или как его чаще называют храм Ярославских чудотворцев, - кладбищенская церковь. Единственная не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь и поныне хранятся святыни XVI века. Это рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского. Как пишет известный краевед, преподаватель Духовной семинарии Анатолий Елдашев, в 1555 году архиепископ Гурий возглавил новообразованную Казанскую епархию и много потрудился для создания и утверждения в крае храмов и святых обителей. Его нетленные мощи до революции находились в Благовещенском соборе кремля, с осени 1918 г. - в Казанско-Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, а с середины 1930-х годов почивают в храме Ярославских чудотворцев.
Здесь хранится и еще одна святыня - чудотворный список XVIII века Казанской иконы Божией Матери, присланный в Казань взамен украденного в 1904 году. Еще одна реликвия – Феодоровская икона Богородицы «Феодоровская», которая была святыней закрытого в конце 1930-х годов Федоровского монастыря.
Церковь Параскевы Пятницы
История храма начинается в 1566 году со строительства в самом начале нынешней улицы Большая Красная деревянного храма во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы. Данные об этом содержатся в писцовых книгах. По данным бывшего настоятеля храма отца Михаила (Григорьева), церковь была освящена до 1566 года. Впрочем, до наших пор тот деревянный храм не сохранился из-за многочисленных пожаров, охватывавших Казань.
В нынешнем виде Пятницкая церковь была построена в 1726-1728 гг. и также перестраивалась из-за пожаров. В 1937 году на месте храма образовали шестую городскую тюрьму, в застенках которой приводили в исполнение смертные приговоры. Это место называют «казанскими соловками». Расстрелянных людей закапывали тут же, внутри церкви и на прилегающей к ней территории. Когда в середине 90-х годов прошлого века верующие начали восстанавливать храм, они сотнями находили здесь кости убитых, в том числе и детские черепа.
Часть страшных находок захоронена на Самосыровском кладбище. Сейчас этот приход известен как чувашский, и службы здесь ведутся в том числе на чувашском языке. Достопримечаетльность храма - четырехъярусный иконостас, окрашенный в красный цвет - цвет мученичества. Святыня храма – привезенная 2009 году из Италии частица Древа Животворящего Креста Господня. Еще одна почитаемая реликвия – икона «Всецарица», которой молятся от избавления от онкологических заболеваний (напомним, у стен казанского кремля располагается онкодиспансер).
В 1950-е годы была снесена колокольня, и храм пришел в запустение.
На территории церкви в годы красного террора была устроена пыточная. Ужасы, творившиеся здесь, описала мать Василия Аксёнова Евгения Гинзбург в повести «Крутой маршрут». Верующим храм был возвращён лишь в 1996 году. Под часовней было обнаружено массовое захоронение. Святыни храма: икона Божией Матери «Всецарица», ковчег с частицей Креста Господня, икона Матроны Московской с частицей мощей.
Никольский собор
На месте нынешнего Никольского собора уже в 1565 году находилась деревянная церковь Николы Боровского. В период с 1696 по 1703 год была построена небольшая зимняя Покровская церковь. Сейчас здесь располагается архитектурный комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей.
Здесь хранятся чудотворные списки Казанской и Тихвинской икон Божией Матери, чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы (главная святыня бывшего Феодоровского женского монастыря), чудотворная икона святителя Николая Мирликийского «Куюковская», обретенная в 1897 года в селе Куюки под Казанью.
Храм-памятник русским воинам.
Это место в акватории Казанке, по соседству с Кировской дамбой, также очень памятно. Здесь, на месте братского повелению Ивана Грозного был основан монастырь в память воинов, погибших при взятии города. Монастырь весной часто топило топило и он с разрешения Ивана Грозного в 1559 году был перенесен выше - на Зилантову (Змеиную) гору. Здесь в свое время была первая ставка Иоанна Васильевича, стояло его знамя с образом Спаса Нерукотворного и походной церковью. Это дало начало новой обители – Зилантову монастырю, который существует и поныне.
Ну а на месте захоронения воинов появился храм-памятник в виде усеченной пирамиды, его строили с 1813 по 1823 годы. В 1918 году службы прекратились. В советские годы на месте церкви хотели поставить памятник содружества народов, но этой идее не было суждено воплотиться.
Русской православной церкви храм был передан в 2005 году. По сей день там ведутся реставрационные работы. Как утверждают старожилы, из подземелий храма можно попасть к Кремлю.
Что еще увидеть в Казани, читайте здесь.