Примерное время чтения: 6 минут
285

Режиссер Татарского ТЮЗ Ренат Аюпов: «Мы находимся на грани потери зрителя»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Татарстан 30/05/2012

Свой дом

- Ренат Мирзахасанович, труппа регулярно выступает по республике, крайне редко – на площадке театра. Когда вы будете показывать спектакли в собственном доме?

- Здание на Гладилова (Дворец Алафузова) требует ремонта и миллиардных вложений. Но даже если там произвести шикарный ремонт, зритель туда всё равно не придёт – здание расположено далеко от центра, нет инфраструктуры, парковки, до него неудобно добираться. Когда мы только туда переехали, создали крепкий и сильный репертуар. Я думал: «Создам репертуар, и зрители к нам подтянутся». Увы, зритель ленив, и эта лень не позволяет ему дойти до нашего театра. Мы выпускаем по 4-5 постановок в год, но потом их консервируем. А если спектакль не доходит до прямой аудитории, нарушается взаимосвязь «актёры – зритель», «зрители – театр». Вот как раз сейчас мы находимся на грани потери аудитории.

- Неужели руководство республики не может вам помочь?

- Мы надеемся, что в ближайшем будущем нам удастся обрести новый дом, более удобный для зрителя. Если помещение всё-таки выделят, мы восстановим спектакли, которые не ставили с 2002 года. Так состоится второе рождение нашего театра, и зритель к нам вернётся.

- В случае если вам всё-таки предоставят помещение, кому достанется Дворец Алафузова?

- Я думаю, что оно по-прежнему будет работать под искусство, так как там прекрасная сцена, акустика.

Воспитание публики

- Вы говорите о просветительской миссии вашего театра. Что это означает?

- Мы готовим будущих зрителей для тинчуринского и камаловского театров, качаловского, оперного. И то, куда пойдут завтра зрители, зависит от того, как мы будем их воспитывать. И если маленький посетитель театра увидит спектакль, где сэкономлено на декорациях и т.д., то в будущем у него может не возникнуть желания вновь туда пойти. Поэтому всё хорошее должно быть отдано детям! И театр, и спектакль должны быть качественными, необходимо хорошее финансирование безо всяких скидок на то, что «это же бедный театр…» или «ах, да это же татарский ТЮЗ!..». Я вот больше всего боюсь такого клейма. К нашему театру надо относиться очень бережно, ведь мы говорим с детьми о серьёзных вещах, чтобы не было такой, как говорят иногда, «тюзятины». Если ребёнок увидит несерьёзное отношение к нему или игру в поддавки, он больше не придёт.

- Когда я была на одном из ваших спектаклей, видела, что многие молодые люди играли с сотовыми телефонами или ай-падами. Вы уверены, что будете востребованы?

- Медиа-технологии отнлиу молодёжи ценное качество: умение работать мыслью. В отличие от них сценическое искусство трудно для восприятия, так как там нужно размышлять. Но мы не должны идти на какие-то разовые и лёгкие постановки в соответствие с притязаниями публики, а обязаны донести до молодёжи татарскую классику, современную драматургию. Давно заметил: в начале спектакля молодёжь практически всегда так себя ведёт, демонстрируя как бы недоверие к тому, что происходит на сцене. Но магия театра огромна и она постепенно завлекает зрителя. Этот момент – воссоединения зала со сценой – для нас самый главный.

Кстати, в советских ТЮЗах была должность «воспитатель», который перед спектаклем рассказывал юным зрителям, что такое театр, как там надо себя вести. Вот этого звена сейчас в наших театрах нет. Неразвита культура подготовки малышей к театру, этого нет ни в школах, ни в семье. В будущем я хотел бы восстановить эту должность.

- Где вы берёте материал для постановок? Детских драматургов, пишущих на татарском языке днём с огнём не найдешь…

- Это самое страшное - нет материала именно для татарского ТЮЗа. Никто не пишет, а если драматурги и пишут и спектакли ставятся, то гонорар мизерный и у молодых авторов нет заинтересованности. А это саморазрушение: нет пьесы - нет театра. Министерство культуры республики и Камаловский театр каждый год проводят конкурс «Новая татарская пьеса». Я надеюсь, что в этом году будут произведения и для молодёжи.

Алхимики

- В вашем репертуаре есть постановка по произведению Пауло Коэльо…

- Это совместный проект с Госнаркоконтролем. Мы - бюджетный театр, для постановки нужны большие декорации, поэтому обратились за финансовой помощью к наркополицейским, которые с удовольствием откликнулись на нашу просьбу. Кроме этого, они помогают нам с гастролями.

Вообще к созданию спектакля нас подтолкнула проблема наркомании. Нужно было показать путь молодого человека: что он выбирает? Выбирает что-то очень лёгкое или осознанный путь к себе? Главный герой проходит этот путь, ищет своё «я», как Сантьяго из «Алхимика». Преамбула такова – современный казанский дворик, собирается молодежь, ждут дозы, один перебрал с дозой и находится на пороге смерти. И Сантьяго – герой «Алхимика» - из книги протягивает руку наркоману и проводит его через путь понимания смысла жизни, в поисках сокровища, коим является сама жизнь и которое находится в тебе. Таким образом, мы соединили реальную жизнь с литературным произведением. Молодые люди смотрят историю Сантьяго, пропускают её через себя, очищаются и осознают цену жизни.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах