Владимир ЧИГИШЕВ |
Татарстан, 30 ноября, АиФ-Казань. 30 ноября казанский ТЮЗ празднует свой юбилей. Театр юного зрителя отмечает 80-ый день рождения премьерой «Женитьбы Бальзаминова». Постановка, наконец, увидит свет. «Актёры были готовы сыграть спектакль уже в конце прошлого сезона, - говорит главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств РФ Владимир ЧИГИШЕВ. – Но наш художник-постановщик придумал такую сложную сценографию, что театр не сразу потянул эти расходы. И «Женитьба» стала самым сложным в техническом плане и дорогостоящим проектом ТЮЗа за последние 7 лет».
Думающая публика
- Владимир Борисович, в первом интервью, которое вы дали в качестве главрежа Казанского ТЮЗа, вы обозначили цель: добиться, чтобы люди выпрашивали лишний билетик на спектакль, а у актёров просили автографы. Цель достигнута?
- Думаю, да. В театре сложился очень разнообразный репертуар, на всех спектаклях - аншлаги. Особенно горжусь тем, что главные роли играют ребята всех возрастов. Заняты не только звёзды - Роман Ерыгин, Михаил Меркушин и др., но и молодые актёры. Например, Арсений Курченков играет главную роль в «Женитьбе Бальзаминова». И билеты на этот спектакль почти распроданы.
Но жизнь – штука неровная. Недавний кризис чуть не лишил нас зрителя. Ведь наша публика демократичная – дети, учителя, студенты. Хотя, я заметил, в последнее время стала приходить более солидная публика.
- Вы как-то сказали: в Казани мало думающего зрителя. Людям хочется комедий, а не серьёзных пьес.
- Думающий зритель в Казани есть. Хотя к таким спектаклям, как «Отелло» или «Игроки», - а их я считаю лучшими постановками ТЮЗа, - люди проявляют меньший интерес, чем к той же «Здравствуйте, я ваша тётя!» Может быть, им тяжело живётся, и хочется посмеяться? Публика в Казани вообще очень интересная, здесь любят что-то знакомое. Например, спектакль «Здравствуйте, я ваша тётя!» сравнивают с одноимённым фильмом и с игрой Калягина.
Есть очень серьёзные спектакли, которые востребованы зрителем. Однажды на постановку «Оскар и розовая мама» пришли люди, потерявшие детей из-за лейкемии. Акцию организовал один богатый человек, у которого от рака крови умер ребёнок. Родители, конечно, плакали, но уходили просветлённые, как бы ещё раз пережив своё горе, выплакав его. Такая своеобразная терапия получилась.
Острая реакция и на спектакль «Семья Романа» по пьесе И. Сигарева. Тяжёлое произведение, полная безысходность: муж главной героини умер, она сама инвалид, сын – наркоман, уносит из дома последние деньги. Но люди на спектакль идут! На первых фразах «Опять начал колоться?» - «Да» зал замирает. Рассказывали, что девочки выходили со словами: «Никогда не буду колоться. Я дура, что ли?!».
- Чему учит «Женитьба Бальзаминова»?
- Постановка завершается почти сумасшествием главного героя. Бальзаминов, решивший жениться сразу на обеих женщинах, - очень искренний и хороший человек, но его подвело чисто русское желание ничего не делать и много заработать. Поле спектакля разделено на части. «Реальность», загнанная в уголок, и «Сны Бальзаминова» - большие, яркие в стиле Кустодиева. Зритель пусть сам думает, что именно реально, и делает выводы.
Свой зритель
- Татарский ТЮЗ называет своей задачей воспитание будущих зрителей. А вы?
- Театр не может ставить целью своей воспитание, потому что воспитывает атмосфера семьи, школы и т.д. Я твёрдо уверен: человек с рождения на 80% сформирован как личность. Да и как мы подготовим зрителя, который приходит к нам на полтора часа раз в полгода? И потом все театры разные! У камаловского зрители – милые татарские бабушки в платочках. Они получают огромное удовольствие от хорошей татарской речи, которая звучит на сцене, специфичного национального юмора - мягкого, очень доброго. И громкий театр им. Качалова, где всё - как на Бродвее, там совсем другой зритель. У нас – камерный театр с маленьким залом и сценой, он для всех. ТЮЗ – это только название, скажем, как «Ленком». Мы приглашаем отдохнуть, а вы приходите и смотрите, как включится ваша душа в эту работу. Даже Станиславский говорил: театр для публики – не трибуна, а развлечение. Мы продаём свой продукт - эмоции, которые вы испытываете: смех, слёзы, очищение души, облегчение от боли.
- Правда, что у вас актёры играют, даже если в зале всего четыре человека?
- Никогда у нас такого не было! Может быть, во время кризиса, и то вряд ли: есть положение, согласно которому спектакль отменяется, если занято не более 25 мест. Но меня больше потрясает другое: в Казани построили огромный волейбольный центр. Играют олимпийские чемпионы во главе с тренером с мировым именем! Вход – бесплатно! Показывают трибуны – а народу нет. И ничего! А у нас театр заполнен наполовину, и считается, что это плохо. Но такие залы я видел, к примеру, во Франции. И там это считается нормальным, так как существует конкуренция между театрами.
О заработках
- Не могли выпустить «Женитьбу Бальзаминова» из-за дороговизны костюмов и декораций. Это с любым спектаклем так?
- Помощь мы получаем, хоть и недостаточно. Лет 7 назад, когда я только пришёл в ТЮЗ, на постановки давали деньги, а сейчас - мало. В советское время театры вообще обязывали ставить по 6 новых спектаклей в год, мы старались готовить 8: и репертуар разнообразнее, и труппа занята. Сейчас дай бог 2-3 постановки осилить. Нам говорят: «Зарабатывайте!». И этот девиз относится не только к театрам. Такова программа правительства - все должны зарабатывать: больницы, школы детские сады. Одним словом, оптимизация…
досье | |
---|---|
В. Чигишев родился в 1953 г. в Омске. Окончил Омский государственный институт физкультуры, затем - ГИТИС (Москва). 1982-1985 гг. - режиссёр Горьковского ТЮЗа. 1985-2005 гг. - худрук Ростовского областного Молодёжного театра. С 2005 г. – главреж Казанского ТЮЗа. |
- Разве театры могут зарабатывать?
- Хотя мы живём практически в капстране, мыслим по-прежнему социалистическими категориями. При социализме была система гостеатров. Нигде в мире её нет, везде театры частные, маленькие. Помню, в 90-х приезжали в Ростов, где я тогда работал, иностранцы. Огромный интерес был к России – перестройка! Они не могли поверить, что стоящий перед ними дворец – театр для детей. Поэтому сетовать на то, что «ах! нас государство обделяет…», мне кажется, неправильно. В конце концов, оно вообще имеет право сказать: «Хватит, не будем вас финансировать, живите как хотите».
- Люди так и живут: одни воруют, другие жалуются…
- Наш менталитет: либо мы самые великие, либо - самые плохие. Общество у нас нормальное, оно - разное. Я не чувствую желания идти на баррикады, хотя у любого художника есть претензии - «могли бы больше давать на искусство». Люди ходят в театры, музеи, библиотеки. В Америке, например, узкая группа читающих людей. Зато здесь я чувствую, как людей объединяет сознание «мы – Россия», есть толерантность, которая особенно в Татарстане чувствуется, где бок о бок живут русские и татары. Есть, конечно, в обществе недостатки, но на самом деле мы стали жить лучше.