![]() |
|---|
| Владимир ЧИГИШЕВ |
Татарстан, 30 ноября, АиФ-Казань. 30 ноября казанский ТЮЗ празднует свой юбилей. Театр юного зрителя отмечает 80-ый день рождения премьерой «Женитьбы Бальзаминова». Постановка, наконец, увидит свет. «Актёры были готовы сыграть спектакль уже в конце прошлого сезона, - говорит главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств РФ Владимир ЧИГИШЕВ. – Но наш художник-постановщик придумал такую сложную сценографию, что театр не сразу потянул эти расходы. И «Женитьба» стала самым сложным в техническом плане и дорогостоящим проектом ТЮЗа за последние 7 лет».
Думающая публика
- Владимир Борисович, в первом интервью, которое вы дали в качестве главрежа Казанского ТЮЗа, вы обозначили цель: добиться, чтобы люди выпрашивали лишний билетик на спектакль, а у актёров просили автографы. Цель достигнута?
- Думаю, да. В театре сложился очень разнообразный репертуар, на всех спектаклях - аншлаги. Особенно горжусь тем, что главные роли играют ребята всех возрастов. Заняты не только звёзды - Роман Ерыгин, Михаил Меркушин и др., но и молодые актёры. Например, Арсений Курченков играет главную роль в «Женитьбе Бальзаминова». И билеты на этот спектакль почти распроданы.
Но жизнь – штука неровная. Недавний кризис чуть не лишил нас зрителя. Ведь наша публика демократичная – дети, учителя, студенты. Хотя, я заметил, в последнее время стала приходить более солидная публика.
- Вы как-то сказали: в Казани мало думающего зрителя. Людям хочется комедий, а не серьёзных пьес.
- Думающий зритель в Казани есть. Хотя к таким спектаклям, как «Отелло» или «Игроки», - а их я считаю лучшими постановками ТЮЗа, - люди проявляют меньший интерес, чем к той же «Здравствуйте, я ваша тётя!» Может быть, им тяжело живётся, и хочется посмеяться? Публика в Казани вообще очень интересная, здесь любят что-то знакомое. Например, спектакль «Здравствуйте, я ваша тётя!» сравнивают с одноимённым фильмом и с игрой Калягина.
Есть очень серьёзные спектакли, которые востребованы зрителем. Однажды на постановку «Оскар и розовая мама» пришли люди, потерявшие детей из-за лейкемии. Акцию организовал один богатый человек, у которого от рака крови умер ребёнок. Родители, конечно, плакали, но уходили просветлённые, как бы ещё раз пережив своё горе, выплакав его. Такая своеобразная терапия получилась.
Острая реакция и на спектакль «Семья Романа» по пьесе И. Сигарева. Тяжёлое произведение, полная безысходность: муж главной героини умер, она сама инвалид, сын – наркоман, уносит из дома последние деньги. Но люди на спектакль идут! На первых фразах «Опять начал колоться?» - «Да» зал замирает. Рассказывали, что девочки выходили со словами: «Никогда не буду колоться. Я дура, что ли?!».
- Чему учит «Женитьба Бальзаминова»?
- Постановка завершается почти сумасшествием главного героя. Бальзаминов, решивший жениться сразу на обеих женщинах, - очень искренний и хороший человек, но его подвело чисто русское желание ничего не делать и много заработать. Поле спектакля разделено на части. «Реальность», загнанная в уголок, и «Сны Бальзаминова» - большие, яркие в стиле Кустодиева. Зритель пусть сам думает, что именно реально, и делает выводы.
Свой зритель
- Татарский ТЮЗ называет своей задачей воспитание будущих зрителей. А вы?
- Театр не может ставить целью своей воспитание, потому что воспитывает атмосфера семьи, школы и т.д. Я твёрдо уверен: человек с рождения на 80% сформирован как личность. Да и как мы подготовим зрителя, который приходит к нам на полтора часа раз в полгода? И потом все театры разные! У камаловского зрители – милые татарские бабушки в платочках. Они получают огромное удовольствие от хорошей татарской речи, которая звучит на сцене, специфичного национального юмора - мягкого, очень доброго. И громкий театр им. Качалова, где всё - как на Бродвее, там совсем другой зритель. У нас – камерный театр с маленьким залом и сценой, он для всех. ТЮЗ – это только название, скажем, как «Ленком». Мы приглашаем отдохнуть, а вы приходите и смотрите, как включится ваша душа в эту работу. Даже Станиславский говорил: театр для публики – не трибуна, а развлечение. Мы продаём свой продукт - эмоции, которые вы испытываете: смех, слёзы, очищение души, облегчение от боли.
- Правда, что у вас актёры играют, даже если в зале всего четыре человека?
- Никогда у нас такого не было! Может быть, во время кризиса, и то вряд ли: есть положение, согласно которому спектакль отменяется, если занято не более 25 мест. Но меня больше потрясает другое: в Казани построили огромный волейбольный центр. Играют олимпийские чемпионы во главе с тренером с мировым именем! Вход – бесплатно! Показывают трибуны – а народу нет. И ничего! А у нас театр заполнен наполовину, и считается, что это плохо. Но такие залы я видел, к примеру, во Франции. И там это считается нормальным, так как существует конкуренция между театрами.
О заработках
- Не могли выпустить «Женитьбу Бальзаминова» из-за дороговизны костюмов и декораций. Это с любым спектаклем так?
- Помощь мы получаем, хоть и недостаточно. Лет 7 назад, когда я только пришёл в ТЮЗ, на постановки давали деньги, а сейчас - мало. В советское время театры вообще обязывали ставить по 6 новых спектаклей в год, мы старались готовить 8: и репертуар разнообразнее, и труппа занята. Сейчас дай бог 2-3 постановки осилить. Нам говорят: «Зарабатывайте!». И этот девиз относится не только к театрам. Такова программа правительства - все должны зарабатывать: больницы, школы детские сады. Одним словом, оптимизация…
| досье | |
|---|---|
| В. Чигишев родился в 1953 г. в Омске. Окончил Омский государственный институт физкультуры, затем - ГИТИС (Москва). 1982-1985 гг. - режиссёр Горьковского ТЮЗа. 1985-2005 гг. - худрук Ростовского областного Молодёжного театра. С 2005 г. – главреж Казанского ТЮЗа. | |
- Разве театры могут зарабатывать?
- Хотя мы живём практически в капстране, мыслим по-прежнему социалистическими категориями. При социализме была система гостеатров. Нигде в мире её нет, везде театры частные, маленькие. Помню, в 90-х приезжали в Ростов, где я тогда работал, иностранцы. Огромный интерес был к России – перестройка! Они не могли поверить, что стоящий перед ними дворец – театр для детей. Поэтому сетовать на то, что «ах! нас государство обделяет…», мне кажется, неправильно. В конце концов, оно вообще имеет право сказать: «Хватит, не будем вас финансировать, живите как хотите».
- Люди так и живут: одни воруют, другие жалуются…
- Наш менталитет: либо мы самые великие, либо - самые плохие. Общество у нас нормальное, оно - разное. Я не чувствую желания идти на баррикады, хотя у любого художника есть претензии - «могли бы больше давать на искусство». Люди ходят в театры, музеи, библиотеки. В Америке, например, узкая группа читающих людей. Зато здесь я чувствую, как людей объединяет сознание «мы – Россия», есть толерантность, которая особенно в Татарстане чувствуется, где бок о бок живут русские и татары. Есть, конечно, в обществе недостатки, но на самом деле мы стали жить лучше.
.gif)
Казанский ТЮЗ готовит премьеру «Пигмалион» по пьесе Б. Шоу
Казанский ТЮЗ представляет выставку старых афиш
Фильм по сценарию казанца Дениса Осокина отметили на международном кинофестивале
После продолжительной болезни скончался режиссер казанского ТЮЗа
Казанцев ждут премьеры в новом театральном сезоне