Наиль Мухарямов |
- Вообще, область, тем или иным образом связанная с национальным вопросом, очень сложная: здесь что ни скажи, получится глупость. Всё это, включая проблемы взаимодействия языков, связано с очень сложным комплексом проблем, и на митингах такие вопросы не решаются. Кроме того, бесполезно обращаться к власти – она с трудом поддается манипуляциям.
И те, кто выступает в защиту русского языка, и те, кто выступает в защиту татарского, имеют свои резоны, у каждого – своя правда и они могут использовать веские аргументы, имеющие право на существование. А главная ошибка в оценке происходящего может заключаться в попытке все упростить.
Что касается изучения татарского языка в школах, на мой взгляд, то, что происходит сегодня, носит компенсаторный характер, так как раньше всё преподавание велось в основном на русском языке. К примеру, когда я учился в школе, в Казани татарский язык преподавался только в двух школах. В этом смысле он оказывался под большой угрозой: но не под угрозой истребления вообще, а в опасности стать сельским языком, языком окраин, без развития, модернизации. Это наносило ущерб большому народу. Если не учить татарский язык сейчас, то он вновь будет оттеснён на аграрную периферию.
Язык – явление многогранное и многофункциональное. И здесь мы наблюдаем конфликт к подходу в его изучении. Одни рассматривают вопрос знания любого языка с позиции будущей карьеры, то есть с прагматической точки зрения: какой язык выгоднее знать. Но помимо этого есть соображения сохранения духовной сущности народа, выражением которой является язык.
Но: насильственными методами заставить выучить какой бы то ни было язык не получится. У людей должен быть стимул, для этого татарский язык нужно сделать престижным и привлекательным для изучения, как, например, английский. Я всегда выступал с предложением создать в крупнейших городах республики по одной суперпрестижной татарской школе, чтобы там, помимо обычных образовательных дисциплин преподавалась, например, верховая езда. Необходимо создавать мультимедийные средства, прорабатывать методологию. То есть в преподавании татарского языка нужно придерживаться чего-то вроде маркетологического подхода, исходя из потребностей людей. Его не нужно преподавать исключительно как ценность, связанную с самоидентификацией татарского народа. И административный ресурс здесь не поможет. Короче говоря, нужны меры последовательного характера.
Кстати, одна моя знакомая русскоговорящая девушка замечательно преподает татарский язык. Тогда как многие татары могут перевести текст с татарского языка на русский, а с русского на татарский и обработать его литературно – уже нет. Почему нам не предоставляют право какое-то количество часов посвятить выбранному самостоятельно языку? Потому что большинство не только русскоговорящих русских, но и русскоговорящих татар выберут для изучения русский язык. О том, что будет с татарским, если его не изучать, и о способах решения проблемы говорилось выше.
К сожалению, языковые компетенции молодого поколения заметно деградируют и не только в Татарстане. Далеко не всё здесь зависит от школы и учителей, большое влияние также оказывают распространение Интернета, телевидения и других благ современной цивилизации.