Похожая ситуация с заклейкой заборов и стен наблюдалась в городе и в конце XIX века. Быстрый рост промышленности и торговли, обилие товаров и услуг обусловило появление первых рекламных объявлений как средства конкурентной борьбы за покупателей.
Помещали их сначала лишь в газетах, которые выходили малым тиражом. Стоили такие объявления недёшево, поэтому были по карману не всем. Начался рекламный разгул. Листовки с предложениями стали клеить на заборах и стенах (знакомая ситуация, не правда ли?). Видные места города быстро приобрели непрезентабельный вид – всюду клочья разорванной бумаги, пятна от клейстера. К сожалению, тогда Казань в вопросах упорядочения рекламы несколько отстала от других городов. Вина лежала на Городской думе.
2-го июня 1888 года «Казанский биржевой листок» оповестил читателей, что городская управа разработала и внесла в думу проект обязательного постановления о запрещении расклейки афиш и объявлений на заборах и домах. С 1 августа того же года реклама могла быть выставлена только в специальных витринах, принадлежащих городу. Каждое лицо или учреждение, желающее что-то прорекламировать, обязано было сдать в управу изданное количество афиш и объявлений, а та – размещать оные в витринах. Разумеется, за каждый экземпляр предусматривалась плата, которая варьировалась в зависимости от размера объявлений от одной до трёх копеек.
Все – на тумбу!
Все афиши и объявления печатались в типографиях. Их владельцы стали первыми, кто задумался о размещении данной печатной продукции. Так, ещё в 1878 году владельцы типографии «Гладышева и Тили» обратились в Гордуму с предложением установить столбы для расклейки. Дума поручила управе разработать проект, но на этом дело закончилось. Через 10 лет вопрос уже требовал безотлагательных мер. И вот 10 июня 1888 года Гордума приняла обязательное постановление о запрете размещения рекламы на заборах и столбах, а Городской управе было поручено узнать, нет ли среди деловых людей лиц, которые пожелали бы взять это дело в аренду.
19 июня «Казанский биржевой листок» поведал, что такой человек нашелся, и управа заключила с ним контракт на четыре года. Им оказался владелец типографии А.А. Родионов. По контракту он должен был установить первый образец витрины на углу Гостиного двора (ныне Национальный музей РТ) и Ивановской площади (сейчас площадь 1-го мая). Витрина представляла собой круглую тумбу около метра в диаметре с остроконечным верхом.
Контракт предусматривал целый ряд обязательств. 50 витрин нужно было установить в местах, определенных управой. Сначала лишь в центральных частях города. Значительная часть витрин появилась на улице Большая Проломная (улица Баумана). В Старотатарской и Адмиралтейской Слободе разрешалось клеить объявления по старинке – на заборах и стенах. Оговаривалось, что, если потребуется дополнительные витрины, Родионов должен будет установить еще 25 штук. Контракт не мог быть продлен, зато арендатор ничего не платил городу.
И по дням, и по часам
Помещенные в витрину объявления не должны были быть убраны или заклеены до того срока, о котором в них шла речь. Но и задерживаться после него могли не более пяти дней. Если рекламодатель хотел занимать место и дальше, то вносил дополнительную плату. Бессрочные объявления висели по 10 дней, если за них не доплачивали.
Принимались заказы и на день – с семи утра до восьми вечера. За расклейку благотворительных объявлений бралась половинная плата. Объявления правительства и городских властей висели бесплатно, без оповещения арендатора, но не больше пяти дней. За нарушения условий контракта арендатор штрафовался.
За четыре года действия контракта Родионов получил прибыль в разы превышающую затраты. Дело оказалось столь выгодным, что в последующие годы на торгах по сдаче в аренду витрин всегда было по несколько желающих. Афишные тумбы существовали и при советской власти. Люди старшего поколения помнят, что стояли они в самых людных местах нашего города. А сейчас – исчезли.