Сериал «Зулейха открывает глаза» стал одним из самых обсуждаемых фильмов апреля. Снятая по роману татарстанской писательницы Гузель Яхиной картина взбудоражила всю Россию. О том, почему сериал вызвал такой широкий общественный резонанс, корреспондент «АиФ-Казань» поговорил с председателем Ассоциации «Клуб Воинской Славы», заслуженным работником культуры Республики Татарстан, лауреатом Государственной премии РТ Михаилом Черепановым.
Голод, жестокость - всё было
Регина Бадрутдинова, «АиФ-Казань»: На экраны вышел сериал «Зулейха открывает глаза». Вы смотрите его?
Михаил Черепанов: Пытаюсь его смотреть, но как фильм он меня не увлекает. Бывает, включаешь сериал и выключить не можешь – хочется конец узнать. Даже та же «Ищейка» увлекательнее – есть элементы неожиданности и развитие событий. В «Зулейхе» и так все понятно, известно, что будет. И что счастливого конца не предвидится.
– Почему сериал, на ваш взгляд, вызвал такой широкий общественный резонанс?
– Во-первых, его показывают несвоевременно. Люди и так напряжены – неизвестно, что будет завтра, что будет, когда снимут карантин. У всех груз на плечах. А тут такой фильм. Не то время выбрали. Реакция общества – наступили на больную мозоль, а нужен сейчас лейкопластырь. Вот про летчика Девятаева, который угнал самолет и достал важную информацию для наших, правильно, своевременно снимают. Во-вторых, коммунистам неприятно вспоминать жестокость революционеров.
– Показанная жестокость в фильме не преувеличена?
– Всё это было: голод, жестокость, расстрелы. В книге и фильме все изложено верно и никакой клеветы на татарский народ нет. Вспомните стихотворение Джалиля «Варварство». Он писал не о фашистах, а о том, как мадьяр (красноармеец) в 1919 году расстреливал женщин и детей.
Почему не похудели?
– Как происходило раскулачивание в Татарстане? По такому сценарию, как описано в книге?
– Конечно. Об этом мы писали в Книге памяти, как 200 тыс. жителей Татарстана пострадали от политических и административных репрессий. Эта книга как раз о раскулачивании. Людей семьями с грудными детьми высылали лишь за то, что в доме был сепаратор по переработке молока. И не дай Бог в семье была вторая лошадь, корова, телега. Решение о раскулачивании принимали комитеты, а входили в них очень часто бомжи и пьяницы. Я публиковал в одной из книг, как у расстрелянного крестьянина не только деньги, скот и дом отобрали, но и портянки.
И жестокость внутри татарских семей была. Тот момент в фильме, где Зулейху муж избил, тоже, я считаю, не преувеличили. Мне рассказывали историю, как в те годы муж зарубил жену только за то, что она, не зная о присутствии гостя в доме, вышла в ночной сорочке в комнату. Жены по шариату считались собственностью мужчин.
– Есть что-то в фильме, что вас возмутило?
– Меня удивил кадр, в котором роженица после операции выходит из главного здания Казанского университета. Почему оттуда? Там не было родильных палат… Да, операции проводились в стенах вуза, но не в главном здании. Второй момент – это как Зулейха смогла прокормить ребенка кровью? Они же неделю голодали. В блокадном Ленинграде женщины хлеб отмачивали в воде и давали детям пососать его через тряпку. И третий – они же голодали, почему не похудели? Их не замаскировали под изголодавшихся.
– А как вам сцены из Сибири?
– Да, это факт, полстраны зеки отстроили. При этом у них еще были идеальные условия – были леса. А как людей в Магадан закидывали! Там вообще от морозов спрятаться было невозможно. Что еще странно, в фильме не показали, как они рыбу ловят. В книге написано, что они устали ее есть каждый день. И еще: их закинули туда летом, почему не сделали запасы грибов на зиму? Там же грибов полно! Я понимаю, что татары грибы не едят, но с голодухи то можно было. Вероятно, в фильме хотели трагичность усилить.
– Грязь на Кремлевской обсуждается, мол, ее не могло быть, ведь улица центральная и по ней ездили власти.
– Да, ее для съемок соломой закидали, но это можно объяснить: шли бои, эвакуации, вероятно, из телег падали вещи, солома. Люди в панике убегали, конечно, бардак был.
– За что-то можно похвалить сериал?
– За смелость, все же решились рассказать исторически правильно. Фильм о жизни, которая была. Нужно знать этот период в истории, ведь в России палачей, расстреливавших людей не осудили, не было у нас Нюрнбергского процесса. Если не расскажем об этом, не осудим хотя бы в кино, это может повториться.